|
Фестиваль закончился на высокой ноте
В концертах, завершавших III
Международный фестиваль старинной
музыки, выступили уже знакомые нам
зарубежные мастера, пользующиеся
непререкаемым авторитетом в своей
области: в Малом зале Филармонии –
клавесинист Густав Леонхард (представлен
Генеральным консульством Королевства
Нидерланды), в Капелле – контратенор
Майкл
Чанс вместе с инициировавшим
фестиваль питерским ансамблем Musica
Petropolitana (представлены Британским
советом). Народу набилось столько, что
даже главы культурных представительств и
коллеги-критики безуспешно сновали по
залам в поисках места.
Есть в Леонхарде
уверенность, воля, стабильность, с первых
мгновений оборачивающиеся властью над
слушателем: ты охотно, с полным доверием
даешь ему вести себя из лабиринта,
устроенного композитором. Каждый раз
маэстро находит самый короткий и
логичный путь.
Надежность его игры
обеспечивается точным знанием, как
расшифровываются знаки, которыми
фиксированы украшения, столь обильные в
музыке рококо и барокко. Безукоризненная
виртуозность дает Леонхарду возможность
озвучивать свои познания с максимальной
свободой. Но более всего впечатляет,
каким темброво богатым и выразительным
кажется клавесин под его руками. Он
несравненный мастер иллюзий, ибо на самом
деле это инструмент с тихим, лишенным
динамических оттенков, холодным звуком. В
отличие от современного фортепиано, у
которого в зависимости от того, как ты
ударяешь по клавишам, звучание может быть
громким или тихим, жестким или мягким (со
множеством промежуточных градаций),
клавесин не реагирует на характер
прикосновения к клавиатуре. Приходится
быть "иллюзионистом": чуть замедляя
фразу, вызывать иллюзию затухания
громкости, беря звук с небольшим
запаздыванием, создавать впечатление
акцента. Леонхард справляется с этим
образцово. И так как слушали его, затаив
дыхание, даже относительно громкое
звучание воспринималось как наполненное,
а временами мощное.
Певец Майкл Чанс, который в
прошлые приезды интерпретировал старую и
новую музыку родной ему Англии, на этот
раз предстал в немецко-итальянском
репертуаре: Бах и Вивальди. Он один из
очень немногих контратеноров, чей голос
даже в самом высоком регистре звучит
естественно, не надсадно.. Его искусство
тоже серьезно и несуетно: даже оживленные
пассажи он выпевает тщательно, с какой-то
прямодушной обязательностью. Сама теплая
окраска его голоса сообщает
исполняющимся мелодиям живую
трепетность, но шкала выражаемых им
эмоций оказалась протяженной, достигнув,
к примеру в Agnus Dei из баховской высокой
мессы трагедийных глубин. Но, несмотря на
горячность, его пение всегда остается
образцом строгого вкуса.
Увы, не могу сказать того же о
ценимом мною ансамбле Musica Petropolitana.
Мастерство владения инструментами,
многообразие колористических оттенков –
все при участниках группы. Но появилась в
из музицировании манерность. Речь прежде
всего о первом скрипаче Андрее Решетине,
задающем тон общему звучанию. Актерские
преувеличения в позе, мимике сказывались
утрированностью звуковых нюансов. Мне
показалось, что Андрей находится под
чрезмерным обаянием миланского ансамбля Il
Giardino Armonico, но та аффектированность,
что у итальянцев, да в тех сочинениях,
которые они играли, казалась органичной и
смягчалась милой самоиронией, у нашего
ансамбля воспринималась как нечто
чужеродное.
Фестиваль продемонстрировал
такой интерес в Петербурге к музыке
далеких эпох, какого, пожалуй, прежде
наблюдать не доводилось. Даже в самом
обстоятельном отчете невозможно было бы
охватить все многообразные фестивальные
программы, и рецензентам, наверное, можно
простить, что, руководствуясь правилами
гостеприимства, они в своих обозрениях
уделяли внимание прежде всего зарубежным
мастерам. Между тем на невских берегах
нынче множество ансамблей и солистов –
инструменталистов и певцов, -
специализирующихся на интерпретации
творчества старинных композиторов. Это
по преимуществу молодые, получившие
отличную школу музыканты, которые
энергично вклиниваются в мировой
художественный процесс, общаются с
коллегами из других стран, выезжают на
гастроли. Некоторые из них пользуются
весьма высоким признанием в чужих краях.
В фестивале участвовала значительная
часть этих ансамблей и солистов, но
отнюдь не все.
Отношений между ними вовсе не
благостные. Это не столько конкурентная
борьба, сколько творческие разногласия
по проблемам исполнительства. Даже те,
что стремятся к воспроизведению
старинной интерпретаторской манеры, так
называемые аутентисты, не солидарны меж
собой и отстаивают каждый свою правоту –
ибо, как справедливо заметил Р.Донингтон,
"если что-то и есть определенное в
царстве аутентизма, то это отсутствие
всякой определенности". Дискуссия и
соревнование порождают то высокого
градуса воодушевление, на гребне
которого возникают подлинные
художественные свершения.
Овладение музыкой далекой поры
потребовало создания множества
инструментов – струнных смычковых,
духовых, клавишных, включая клавесины и
органы. Их копируют по старинным
подлинникам, строят на основании
изучения редких трактатов даровитые
мастера, также завоевавшие уважение в
интернациональных кругах профессионалов.
Назову хотя бы Феликса Равдоникаса,
Александра Рабиновича и Павла Чилина.
Примечательно: мастера музыкальных
инструментов, как и многие исполнители,
объединяют в себе практика и
исследователя. Вообще, музыковедческая
мысль о старинном искусстве,
освобожденная от былых догм, - тоже на
подъеме. Тому свидетельством служит
содержащий интересные, ярко написанные
статьи буклет фестиваля – его и
буклетом не назовешь: альманах, собранный
и отредактированный Анной Порфирьевой.
Интерпретация старинной
музыки всегда была искусством элитарным.
Этому искусству и сейчас не грозит
превратиться в массовое (что вовсе не
нужно). Но то, что элита – и музыкантская,
и слушательская – становится нынче такой
многочисленной – не может не радовать, не
пробуждать добрых надежд.
Михаил Бялик
Санкт-Петербург
"Невское время", 9
ноября 2000 г.
|