|
У светлого прошлого – светлое будущее.
Международный фестиваль старинной
музыки завершился в Петербурге
Главной темой фестиваля стала
программа "Мировые звезды". Громкое
название не обмануло. Ничего
сопоставимого по статусу и уровню в
области исторического исполнительства в
России до сих пор не было. На единицу
фестивального времени количество звезд
превысило показатели гергиевских "Звезд
белых ночей" последних лет.
Филармонические чиновники годами
сообщают: "Дорого, мы не можем себе
позволить, к нам никто не поедет за гроши".
На фестиваль старинной музыки западные
звезды сами хотят ехать, так как за три
года он создал себе отличную репутацию.
Консульства западных стран и культурные
институты охотно становятся партнерами
ансамбля Musica Petropolitana
(артистической дирекции фестиваля) и
предоставляют финансовую поддержку,
поскольку успех предприятия
гарантирован.
Примеру Британского совета, с которого
фестиваль начался, и его директора
Элизабет Уайт (Elizabeth White), возглавившей
фестиваль, поспешили последовать
голландское консульство и Голландский
институт, Французский институт,
консульство Италии, Гете-институт и
немецкое консульство, CEC International Partners,
Совет министров северных стран и еще
десяток спонсоров. Так образуется
правильный круговорот: знаменитость
собирает полные залы, полные залы
привлекают новых партнеров фестиваля,
которые оплачивают новых звезд. И тогда
дорогих исполнителей приглашать легче,
чем дешевых, потому что на них проще найти
деньги.
То, что предлагаемая фестивалем
программа пользуется бешеным спросом,
понятно: петербургская и приезжая
публика долго ждала случая отдаться
новой для нее старой музыке. Она не
требует такого слушательского труда, как
новая музыка XX века, да и по большей части
просто красива, но притом ничуть не
похожа на заигранную классику с
романтикой. "Мы возрождаем светлое
прошлое", - сформулировал координатор,
а с будущего года директор фестиваля Марк
де Мони (Mark de Mauny).
Фестиваль нашел удачную формулу работы и
незанятую репертуарную нишу, научился
себя рекламировать и теперь готов
патронировать собственные проекты.
Планируется создание в Петербурге
барочного оркестра. Будет открыт
интернетовский сайт по старинной музыке.
Гости фестиваля тоже строят планы на
будущее. Британский контратенор Майкл
Чанс (Michael Chance) в прошлом году заручился
обещанием, что его пригласят в этом, а
сейчас уже решил петь на следующем
фестивале "Stabat Mater" Перголези с Эммой
Керкби (Emma Kirkby).
Musica Petropolitana совмещает творческие и
кураторские функции. В начале программы
они дали чрезвычайно удачный концерт,
посвященный Антону Тицу. Сумасшедший
немец на рубеже XVIII и XIX веков работал в
России, потом был напрочь забыт, а сегодня,
извлеченный из архива, поставляет Petropolitana
эксклюзивный репертуар, который они
превосходно преподносят. Стиль у Тица
весьма выигрышный - он балансирует между
галантным классицизмом и штурм-унд-дрангом
(Sturm und Drang). Нечто схожее можно услышать в
виолончельных опусах его современников и
товарищей по "несчастью" служить в
России – Иоганна Генриха Фациуса и Ивана
Прача: на фестивале их играл
блистательный московский дуэт Павла
Сербина и Ольги Мартыновой.
Остальные "русские" концерты
фестиваля, которые дали петербургские
ансамбли Laterna magica и Ave Rosa, Insula magica
из Новосибирска, виолист Виктор
Соболенко и органист Михаил Мищенко,
также прошли достойно. Однако участие
музыкантов Petropolitana в концертах
бельгийского духового Oltremontano,
виолиста Виланда
Кёйкена (Wieland Kuijken) и Майкла Чанса не
принесло ничего, кроме ощущения спорного
качества и сшитого на живую нитку
ансамбля. Попытки вписаться в программы
западных звезд и аккомпанировать им
оказались опасным соблазном. Устоят ли
перед ним авторы проекта, покажет
четвертый фестиваль.
Ольга Манулкина,
Кира Верникова
Санкт-Петербург
(Коммерсант-Daily: № 212, 11 ноября 2000
г.)
|