ALIA MUSICA - De musica ( Статьи/Историко-биографические)

Назад

Главная страница

raspor.gif (49 bytes) 


ИОГАНН КУНАУ – композитор, писатель, педагог.

О жизни и творчестве Иоганна Кунау, немецкого композитора, жившего на рубеже 17-18 веков, кантора церкви Святого Фомы в Лейпциге, непосредственного предшественника Баха на этом посту, известно достаточно мало. Даже наиболее популярное из его сочинений – “Библейские сонаты” - редко исполняется и известно лишь узкому кругу профессионалов. Между тем, личность Кунау несомненно заслуживает внимания, тем более что он проявил себя не только на музыкальном поприще. Кунау являл собой пример разносторонности, который, в какой-то степени, являлся идеалом той эпохи, когда музыкальное образование было неотделимо от общей учености, и настоящий профессионал, претендующий на высокую должность и всеобщее уважение, должен был обладать широкими познаниями в разных областях науки.
Иоганн Кунау родился в апреле 1660 года (крещен 6 апреля) в немецком городке Гайзинге. Родители его принадлежали к сословию ремесленников – отец, Бартель Кун, был плотником, а мать, Сюзанна, урожденная Шмид, дочерью портного. Предки композитора происходили из Богемии, однако, его дед, будучи истинным приверженцем протестантизма, покинул родные места под натиском контрреформации и переселился в Гайзинг. Первоначально члены семьи носили фамилию Кун (Kuhn). Форма Kuhnau появляется несколько позже. По отношению к Иоганну эта версия впервые фигурирует в Лейпцигском протоколе от 3 октября 1684 года, когда он был назначен органистом в Thomaskirche. Иоганн был не единственным членом семьи, посвятившим себя музыке. Музыкантами стали также его братья – Иоганн, Андреас и Готфрид. Все они впоследствии приняли фамилию Кунау.
О первых годах жизни Иоганна известно достаточно мало. По сообщению Маттезона у мальчика рано проявились способности к наукам и искусству, к тому же он имел прекрасный голос и в девятилетнем возрасте был передан на попечение одному из родственников, Соломону Крюгнеру, переехав к нему в Дрезден. К тому времени там уже находился старший брат будущего композитора, Андреас, который служил певчим в Дрезденской Kreuzkirche и учился в церковной школе. Вместе с другим мальчиком-певчим он был приставлен дрезденским советом к органисту Херингу, который занимался их обучением и воспитанием. Через некоторое время у второго мальчика стал ломаться голос, и его место занял Иоганн Кунау. Вероятно, получению этой должности обоими братьями, способствовало покровительство С. Крюгнера.
Дрезденская Kreuzschule была одной из известнейших школ того времени. Родители из бюргерских и аристократических семей стремились отдать сюда своих детей, присылая их из отдаленных областей. Школа функционировала при Kreuzkirche – старейшей городской церкви, основание которой относилось к началу XIII века. Первоначально она носила название Nicolauskirche, в честь Святого Николая. Однако, спустя некоторое время, Светлейший маркграф Хайнрих пожертвовал в дар церкви осколок креста, который почитался как священная реликвия и хранился в капелле Святого креста, присоединенной к церкви после 1260 года. Отсюда и возникло новое название.
После Реформации первые евангелические канторы Kreuzkirche назначались по рекомендации самого Меланхтона, главного соратника и друга Лютера, так что ко второй половине XVI века Kreuzschule приобрела статус церковной школы в лютеровском смысле, выполняющей важнейший завет реформатора: каждый ребенок должен иметь возможность получить образование в своем родном городе. По этому поводу был выпущен специальный "Устав о бедных учениках и нищих", согласно которому дети из бедных семей освобождались от платы, в то время как состоятельные ученики вносили небольшую плату даже за переход из класса в класс. Кроме того, при школе был организован пансион и построен специальный интернат.
В целом, Kreuz
schule представляла собой городскую школу, дающую общее образование и основы протестантского учения. Вместе с тем, основным требованием к деятелям школы было музыкальное образование. Согласно школьным правилам ректор сам управлял хором, а конректор (его помощник) должен был иметь хорошее образование, прежде всего в музыке, и в отсутствие кантора дирижировать хором Таким образом, музыка и наука стояли в школе в тесной связи.
Установившийся к тому времени школьный распорядок сохранился и во времена Кунау. Общеобразовательные дисциплины включали, прежде всего, изучение Библии и Катехизиса, а также лютеранского ортодоксального учения. Религиозные занятия по-прежнему составляли основу в школьном обучении. Нередко даже сами теологи жаловались на их изобилие. Немалое внимание уделялось также греческому и латыни. Программа, установленная в школе, была такова. В Septa проходились элементарные дисциплины и заучивались воскресные и праздничные тексты. В Sexta изучалась латинская грамматика, но уже начиналось чтение евангелий и эпистол на латинском языке. В Quinta продолжали изучать латынь, выполняли письменные работы. В Quarta появлялись первые попытки в сочинении латинских стихов. В Tertia изучение греческого, в основном грамматика и чтение греческого Нового Завета. По латыни письма Цицерона, классическая литература. В Secunda и Prima совершенствовались в полученных знаниях. В Prima много читали. Греческий язык ограничивался лишь чтением Нового Завета и изучением Гомера. Ректор Богемус заменил целый семестр греческого на занятия еврейским языком. Латынь была основной дисциплиной. Так, только в одном семестре Богемус прошел со своими учениками две книги “Энеиды”, две речи Цицерона против Катилины, три книги из "Галльской войны" Г.Юлия Цезаря, три комедии Плавта, "Агриколу" (жизнеописание Юлия Агриколы) Тацита, три сатиры Ювенала, "Ars poetica" Горация, сатиры и одну книгу его од. В программе школы стояли также занятия риторикой и логикой. Естественнонаучные предметы почти не затрагивались. Только в середине XYII века были введены физика и география. Последняя изучалась по "Orbis pistus" Яна Амоса Комениуса. Выдающимся событием явилось приобретение двух глобусов: земного и небесного. В арифметике высшим достижением считалось извлечение квадратного корня. Помимо обычных дисциплин, здесь периодически устраивались диспуты с обсуждением догматических вопросов, исполнялись представления о страстях Христовых и Воскресении, об Иоанне Крестителе, сцены из жизни ветхозаветных пророков.
Среди указаний, даваемых кантору, было и такое: недостаточно просто обучать мальчиков пению, нужно также "искусно формировать приятный голос". Постоянное ядро хора составлял Alumnat, куда входили тридцать певчих, живших при школе на мансарде нового школьного здания.
Помимо пения в Kreuzkirche, ученики пели на службах в других церквях города. Кроме того, хористы принимали участие и в разного рода церемониях. Одним из наиболее торжественных праздников было Рождество, когда устраивался рождественский ход. Хористы шли по улицам города со скипетрами и коронами, облачившись в специальные платья. В Воскресные дни певчие выстраивались в шеренгу перед церковью и исполняли духовные песни. Их одежду составляли костюмы, отделанные цветной тесьмой, с жабо и перчатками. Пение поддерживалось участием городских трубачей. Постепенно это действо все более приобретало характер самостоятельного музыкального концерта. Затем мальчики удалялись в угол церковного двора, и следовала проповедь, по содержанию которой на следующий день, в понедельник, проводился экзамен.
Основной чертой характеризующей атмосферу Kreuzschule был культ образованности, уважение к учености, что было присуще духу лютеранства вообще. Возможно, здесь сказывалось также влияние гуманизма. Этот факт находит отражение в школьных правилах. Так, учащиеся старших классов изучали латынь не только как учебный язык, но и в качестве разговорной речи. За учениками школы осуществлялся строгий контроль. Для этого были учреждены должности четырех publici observatores morum (наблюдателей публичного поведения), которые, прогуливаясь перед дверью школы, у церкви, на рыночной площади, должны были выслеживать нарушителей, которые общались с простонародьем, "болтали по-немецки", купались в Эльбе. С целью усвоения латыни и обучения ораторскому искусству в школе осуществлялись постановки латинских комедий с изобилием ученых речей, способствующих гуманистическому воспитанию. Для этих представлений отпечатывались специальные программы. Канторат составляли люди, принадлежащие к определенной традиции. Если сразу после наступления Реформации канторами становились в основном выпускники Виттембергского университета, то в начале XYII века здесь наблюдается преобладание представителей Лейпцигского университета. Таким образом,  осуществлялась связь между музыкальными традициями двух крупнейших музыкальных центров Германии.
Ко времени поступления в школу Андреасу Кунау было чуть более двенадцати лет, Иоганну не исполнилось еще и одиннадцати. По свидетельству Маттезона, мальчики получали десять грошей, имели стол и занимались в школе. Сначала они были приняты для замены голосов в хоре. Но при этом имели то же содержание и проходили те же дисциплины, что и другие ученики. Помимо научных занятий, на них, как и на других учащихся, лежали небольшие хозяйственные обязанности. Они также должны были проявлять старание в поварском искусстве. Переход в ученики был скорей формальным и не  повлек за собой больших изменений в их жизни. Известно также, что Иоганн не только выступал в хоре, но и обучался игре на нескольких инструментах.
Вскоре Крюгнер оставляет занятия с певчими в капелле и передает их под руководство придворному органисту Киттелю. О Христофе Киттеле известно, что он был большим поклонником творчества Генриха Шютца и часто использовал его сочинения в своих занятиях с учениками. По распространенному тогда обычаю Кунау переселился в его дом, однако, отношения между учеником и учителем не налаживались. В качестве причины биографы указывают на слишком высокие требования, предъявляемые Киттелем к десятилетнему мальчику. Поэтому вскоре Иоганн получает разрешение переехать к старшему брату.
Нам ничего не известно о классах, в которых учился Кунау, о времени его пребывания в каждом из них. Можно предположить, что большие познания в области истории, которые он позже проявлял, были заложены уже в Kreuzschüle. В эти годы все более проявляется его предрасположенность к музыке. В этом отношении немалую роль сыграло общение с Александром Херинком, тогдашним органистом школы и учителем дискантистов, который был учеником Г.Шютца; а также с кантором Якобом Бойтелем, который мог помогать юному композитору своими советами. Но настоящим учителем становится для Кунау придворный капельмейстер Винченцо Альбричи.
Альбричи родился в Риме в 1631 году. С 1656 года он служил в Дрездене капельмейстером рядом с Г. Шютцем. Позже Альбричи входит в свиту королевы Христины Шведской и сопровождает ее в путешествии, посетив ряд городов, в том числе и Гамбург. После этого он еще несколько раз возвращается в Дрезден, в последний раз в 1676 году. При дрезденском дворе он, бесспорно, был музыкантом первой величины, отличившись, прежде всего, как церковный композитор. Он приобрел немалую известность, так что многие музыканты специально приезжали в город, чтобы учиться у него. Так, Иоганн Фридрих Альберти (1642-1700), придворный органист саксонского курфюрста, брал у Альбричи уроки композиции и клавира.
Скорее всего, Кунау вошел в близкий контакт с Альбричи, когда он уже потерял голос и был принят на пенсион. Он представил итальянцу свои композиции, которые так понравились последнему, что тот стал приглашать юного музыканта в свой дом. Влияние, которое итальянский композитор оказал на своего ученика, было лишь общим. В произведениях Кунау мы не найдем тех напевных мелодий итальянского типа, которые были так характерны для сочинений его учителя. Однако невозможно отрицать, что общение с Альбричи сыграло огромную роль в формировании художественной личности Кунау. Альбричи был замечательным органистом, позже он был единогласно избран на это место в Thomaskirche в Лейпциге. Существуют свидетельства, что он также был мастером в игре на клавире и талантливым педагогом. Альбричи не только давал уроки Кунау, но и позволял просматривать свои сочинения и присутствовать на занятиях в капелле. Трудно переоценить то значение, которое имело для молодого композитора общение с известным человеком и прославленным музыкантом. В его доме Кунау встречался со многими иностранцами, особенно итальянцами, частыми гостями у Альбричи. Они составляли круг образованных людей, войдя в который молодой музыкант смог расширить свой кругозор и получить ясное представление об идеалах того времени. Кроме того, он активно изучал итальянский язык, а также французский - язык "галантного мира".
Помимо непосредственного общения с некоторыми композиторами, Кунау не мог не испытывать влияния целого ряда знаменитых музыкантов, работающих в тот период в Дрездене. Деятельность большинства из них была связана с дрезденской штаатскапеллой, составляющей славу города. В XYII в. в ней работали многие знаменитые музыканты. Еще в начале столетия с 1613 г. по 1616 г. широко известный в Европе Михаэль Преториус служил капельмейстером при саксонском дворе. Но возможно наиболее яркой личностью в музыкальной жизни города был Шютц, который в 1617 году стал придворным капельмейстером. Он скончался в 1672 году, через два года после прибытия в город Кунау.
Рядом с Шютцем в Дрездене служили другие музыканты, которые способствовали новому культурному расцвету. Один из них Адам Кригер (1634-1666), в последние годы служивший в Дрездене как педагог и придворный органист. Он был автором арий, сделавших его любимым немецким песенным композитором. Среди других музыкантов, работающих в Дрездене в этот период, упомянем итальянского певца, композитора, музыкального теоретика Джованни Андреа Бонте Анжелини (Бонтемпи) (1624-1705), а также немецкого композитора Бернхарда, ученика Г.Шютца, занимающего пост вицекапельмейстера в дрезденской капелле.

(продолжение следует)

Наталья Остроумова

 


Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.