ALIA MUSICA - De musica (Статьи/Аналитика - Рецензии)

Назад

Главная страница

raspor.gif (49 bytes) 


Себастиан Вирдунг

Musica getutscht
(Краткое сочинение о музыке)

Перевод с немецкого Марины Толстобровой

КРАТКОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО-НЕМЕЦКИ СЕБАСТИАНОМ ВИРДУНГОМ, СВЯЩЕННИКОМ ИЗ АМБЕРГА, И УЧЕНИЕ, [КАК] ВСЯКИЙ НАПЕВ ИЗ НОТ ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ В ТАБУЛАТУРЫ ДЛЯ ТРЕХ УКАЗАННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ:
ОРГАНОВ, ЛЮТЕН И ФЛЕЙТ, КРАТКО ИЗЛОЖЕННОЕ ВО СЛАВУ ВЫСОКОРОДНОГО КНЯЗЯ И ГОСПОДИНА
ВИЛЬГЕЛЬМА, ЕПИСКОПА СТРАСБУРГСКОГО


Музыкальные инструменты в трактате Себастиана Вирдунга
(предисловие)

           Широко распространившаяся в последнее время практика аутентичного исполнения музыки прошлых веков уже приучила нас к барочным скрипкам, виолам да гамба или клавесинам. Однако далеко не все профессиональные музыканты (и тем более любители музыки) знают, какие инструменты бытовали, скажем, в эпоху Возрождения (не говоря уже о более ранних временах), и как они реально выглядели.

А между тем ответ на этот вопрос существует, причем ответ весьма пространный. И содержится он в опубликованном в 1511 году трактате Musica getutscht («Краткое сочинение о музыке») немецкого священника Себастиана Вирдунга. 

Этот труд явился первым изданным в Европе иллюстрированным трактатом, специально посвященным музыкальным инструментам. И, в отличие от более ранних источников, содержал не только их описание но и изображение в виде гравюр, что, конечно же, делает представление читателей более наглядным. 

Трактат Вирдунга – замечательный памятник науки и культуры Германии. Вместе с тем это и своего рода «документ» эпохи, в котором запечатлены знания, воззрения и традиции не только научно-музыкальные, но и религиозные и даже бытовые. Однако прежде всего трактат имел практическую направленность, поскольку был обращен к широкому кругу читателей, желающих быстро обучиться игре на музыкальных инструментах. 

Вопреки традициям трактат Musica getutscht (посвященный Вирдунгом епископу Страсбургскому Вильгельму), написан не на латыни, а по-немецки (точнее – на швабском диалекте средненемецкого языка). Однако само изложение материала в форме диалога было достаточно традиционным для того времени. Диалог этот ведется между учителем и учеником, в роли которых оказываются сам автор, именуемый Себастианом, и некто Андреас Сильванус (его Вирдунг характеризует в посвящении данного трактата как своего хорошего друта). Сведения о самом авторе трактата Musica getutscht Себастиане Вирдунге весьма скудные. Известно, что родился он не позднее 1465 года в г.Амберге (Верхний Пфальц). С 1483 года обучался в Гейдельбергском университете, где вместе с академическим образованием получил и музыкальное. В 1486 году поступил на службу в придворную капеллу пфальцского курфюрста Филиппа в качестве исполнителя на альтовой виоле. Получив сан священника, служил в различных немецких городах, совмещая духовную карьеру с занятиями музыкой. Сохранились сведения о том, что в 1506,году Вирдунг некоторое время находился как певец при дворе герцога Вюртембергского, а в 1507 года являлся кантором собора в Констанце. Впрочем, подолгу на одном месте он не задерживался и много странствовал. В 1510 году он оказался в Аугсбурге, где и состоялась его встреча со страсбургским епископом Вильгельмом, которому впоследствии и был посвящен трактат Musica getutscht изданный в 1511 году в Базеле. Дальнейшая судьба Вирдунга неизвестна. Однако имя его забыто не было. И судьбу его трактата следует признать весьма успешной. В отличие от многих других музыкально-теоретических трудов эпохи Возрождения он никогда не предавался забвению и неизменно вызывал интерес музыкантов последующих эпох. Но все это – в Западной Европе. В России же до сего времени о книге Вирдунга было известно очень мало. 

Однако теперь читатели нашего журнала получают уникальную возможность ознакомиться на русском языке с весьма важным и, пожалуй, наиболее интересным разделом этого трактата, в котором содержится характеристика и классификация всех известных Вирдунгу музыкальных инструментов, а также с воспроизведением тех гравюр, которые содержались в оригинальном базельском издании 1511 года. 

 

© 1999, журнал "Старинная музыка", Журнал выходит ежеквартально. Подписной индекс 42703. Жители Москвы и Подмосковья могут подписаться на журнал в редакции - тел. 469-1205.



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.