|
Себастиан Вирдунг
Перевод с немецкого Марины
Толстобровой
КРАТКОЕ
СОЧИНЕНИЕ ПО-НЕМЕЦКИ СЕБАСТИАНОМ
ВИРДУНГОМ, СВЯЩЕННИКОМ ИЗ АМБЕРГА, И
УЧЕНИЕ, [КАК] ВСЯКИЙ НАПЕВ ИЗ НОТ ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ
В ТАБУЛАТУРЫ ДЛЯ ТРЕХ УКАЗАННЫХ
ИНСТРУМЕНТОВ:
ОРГАНОВ, ЛЮТЕН И ФЛЕЙТ, КРАТКО
ИЗЛОЖЕННОЕ ВО
СЛАВУ ВЫСОКОРОДНОГО КНЯЗЯ И ГОСПОДИНА
ВИЛЬГЕЛЬМА, ЕПИСКОПА
СТРАСБУРГСКОГО
Музыкальные
инструменты в трактате Себастиана Вирдунга
(предисловие)
Широко распространившаяся в последнее
время практика аутентичного исполнения
музыки прошлых веков уже приучила нас к
барочным скрипкам, виолам да гамба или
клавесинам. Однако далеко не все
профессиональные музыканты (и тем более
любители музыки) знают, какие инструменты
бытовали, скажем, в эпоху Возрождения (не
говоря уже о более ранних временах), и как
они реально выглядели.
А
между тем ответ на этот вопрос существует,
причем ответ весьма пространный. И
содержится он в опубликованном в 1511 году
трактате Musica
getutscht
(«Краткое
сочинение о музыке») немецкого
священника Себастиана Вирдунга.
Этот
труд явился первым изданным в Европе
иллюстрированным трактатом, специально
посвященным музыкальным инструментам. И,
в отличие от более ранних источников,
содержал не только их описание но и
изображение в виде гравюр, что, конечно же,
делает представление читателей более
наглядным.
Трактат
Вирдунга – замечательный памятник науки
и культуры Германии. Вместе с тем это и
своего рода «документ» эпохи, в котором
запечатлены знания, воззрения и традиции
не только научно-музыкальные, но и
религиозные и даже бытовые. Однако прежде
всего трактат имел практическую
направленность, поскольку был обращен к
широкому кругу читателей, желающих
быстро обучиться игре на музыкальных
инструментах.
Вопреки
традициям трактат Musica
getutscht
(посвященный
Вирдунгом епископу Страсбургскому
Вильгельму), написан не на латыни, а по-немецки
(точнее – на швабском диалекте
средненемецкого языка). Однако само
изложение материала в форме диалога было
достаточно традиционным для того времени.
Диалог этот ведется между учителем и
учеником, в роли которых оказываются сам
автор, именуемый Себастианом, и некто
Андреас Сильванус (его Вирдунг
характеризует в посвящении
данного трактата как своего хорошего
друта). Сведения о самом авторе трактата Musica
getutscht
Себастиане
Вирдунге весьма скудные. Известно, что
родился он не позднее 1465 года в г.Амберге (Верхний
Пфальц). С 1483 года обучался в
Гейдельбергском университете, где вместе
с академическим образованием получил и
музыкальное. В 1486 году поступил на службу
в придворную капеллу пфальцского
курфюрста Филиппа в качестве исполнителя
на альтовой виоле. Получив сан священника,
служил в различных немецких городах,
совмещая духовную карьеру с занятиями
музыкой. Сохранились сведения о том, что в
1506,году Вирдунг некоторое время
находился как певец при дворе герцога
Вюртембергского, а в 1507 года являлся
кантором собора в Констанце. Впрочем,
подолгу на одном месте он не задерживался
и много странствовал. В 1510 году он
оказался в Аугсбурге, где и состоялась
его встреча со страсбургским епископом
Вильгельмом, которому впоследствии и был
посвящен трактат Musica
getutscht
изданный
в 1511 году в Базеле. Дальнейшая судьба
Вирдунга неизвестна. Однако имя его
забыто не было. И судьбу его трактата
следует признать весьма успешной. В
отличие от многих других музыкально-теоретических
трудов эпохи Возрождения он никогда не
предавался забвению и неизменно вызывал
интерес музыкантов последующих эпох. Но
все это – в Западной Европе. В России же
до сего времени о книге Вирдунга было
известно очень мало.
Однако
теперь читатели нашего журнала получают
уникальную возможность ознакомиться на
русском языке с весьма важным и, пожалуй,
наиболее интересным разделом этого
трактата, в котором содержится
характеристика и классификация всех
известных Вирдунгу музыкальных
инструментов, а также с воспроизведением
тех гравюр, которые содержались в
оригинальном базельском издании 1511 года.
© 1999,
журнал "Старинная музыка", Журнал
выходит ежеквартально. Подписной индекс
42703. Жители Москвы и Подмосковья могут
подписаться на журнал в редакции - тел.
469-1205.
|