|
Московский молодежный центр исполнения и
изучения старинной музыки "MUSICA HUMANA"
Музыкант - больше, чем
теоретик и больше, чем практик.
Он – музыкант.
Центр MUSICA HUMANA - своего рода “дитя”
Коллегии стариной музыки. Пожалуй, на
сегодняшний момент, больше перспектив, чем
осуществлений. Цель его существования –
естественное дополнение идей Коллегии.
Коллектив Олега Чернышева, посвятивший себя
исключительно оперной музыке – это только одна
часть огромного мира старинной музыки. Ядро
Центра “MUSICA HUMANA” - ансамбль с тем же именем под
руководством Марии Батовой.
Тяготение музыкантов ансамбля к музыке
Ренессанса и позднего Средневековья не случайно.
Это – совершенно другая ветвь культуры прошлых
времен, практически “потонувшая” в море
звучащей сейчас все чаще и чаще музыки Барокко, с
которой у многих ассоциируется – если не
отождествляется – понятие “аутентизм”.
Ренессансная музыка заслуживает большего
внимания, чем она сейчас имеет – и в плане
исследовательском, и в плане исполнительском.
Центр начал свою деятельность с постановки оперы
Эмилио Кавальери “Представление о Душе и Теле”
(1997). И сразу стало понятно, какого направления,
какой краски не хватает в привычном нам
“академическом” аутентизме. Особенность нашей
деятельности - в нерасторжимости исследования
старинной музыки и ее реального звучания. В то же
время, как отмечают критики, звучание ансамбля и
его сценический облик отличаются большой
живостью. Нам чуждо “рафинированное”,
“теоретизированное” исполнение старинной
музыки, вся “наука” остается за скобками в тот
момент, когда мы выходим на сцену. Каждая
программа коллектива – это маленькое действо,
даже если это традиционный концерт. Живость,
сценичность, радость, гротеск, печаль, - словом,
жизнь во всех ее проявлениях. В то же время в
нашем репертуаре есть много той музыки, где
сценическое решение просто неуместно.
Центр существует на (пока что?)
некоммерческой основе. И есть много планов,
которые хотелось бы осуществить. Майский
Фестиваль и Научно-практическая конференция
"СТАРИННАЯ МУЗЫКА: ПРАКТИКА. АРАНЖИРОВКА.
РЕКОНСТРУКЦИЯ." – первая крупная “акция”
Центра “MUSICA HUMANA”.
В ближайших планах Центра следующие проекты:
- ЕВРОПА-1600 Музыка Италии, Англиии, Испании,
Франции, Германии, Дании (репетируется к 2000 году)
- “СОЛОВЕЙ И ДРУГИЕ” “Птичья музыка” от
менестрелей до Баха (репетируется)
- Опера-маска Генри Перселла “КОРОЛЕВА ФЕЙ”
Мы очень нуждаемся в единомышленниках,
но не просто сочувствующих, а готовых посвятить
себя исполнению и изучению музыки Ренессанса,
Средневековья и раннего барокко. Идей -
предостаточно. Найти надежных, интересных,
любящих эту музыку людей – намного труднее. Мы
будем рады контактам с певцами,
инструменталистами, художниками, декораторами,
костюмерами, танцорами, актерами, историками,
лингвистами, переводчиками… Пока что нас
поддерживает фонд Сороса, но это - “одноразовое
вливание”. Дальнейшая денежная перспектива
неясна. Поэтому мы ждем и деловых предложений.
Создание центра ренесансной музыки - дело
нелегкое, специфическое и требует особых усилий,
знаний и квалификации.
А программа работы Центра включает в себя
не только совместное музицирование, но и
обучение танцам по историческим источникам, и
консультации по старым и новым языкам, истории
костюма, обучение игре на старинных
инструментах, сценическому движению, пение в
вокальном ансамбле, а также интересные семинары
и многое-многое другое... Планируется создание
юношеского ансамбля старинной музыки – учитывая
замечательную гуманитарную базу, которую
получают нынешние выпускники школ и училищ.
Словом, очень хочется воссоздать старый тип
универсального музыканта. Это возможно! Музыкант
должен уметь все!
Наши контакты:
Мария Батова, художественный
руководитель (musicahumana@mail.ru)
Юлия Пушкина, директор (pushkina@ru.ru)
|