Назад

Главная страница

 


Пролог

"Нужно учиться не писать, не рисовать, а учиться смотреть и видеть"
А.Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

    «Стретта» появилась в ММВ в конце прошлого сезона довольно внезапно, и, кажется, никто точно не понял, почему. В этом выпуске я постараюсь объяснить причины появления этой рубрики, а также рассказать о том, как я вижу ее будущее.
   Постоянные читатели ММВ знают, что, начиная с прошлого сентября, раз в две недели выходила моя «Колонка редактора». В ней я не только рассказывал о том, что происходит с «Вестником», но и делился некоторыми своими мыслями, касающимися современной музыкальной жизни. Со временем выяснилось, что при таком раскладе «Колонка редактора» фактически включает в себя два текста, друг с другом никак не связанных. Окончательно убедившись в этом, я рассудил, что имеет смысл разделить «Колонку» на две независимых друг от друга рубрики: одна будет рассказывать обо всем, что касается непосредственно ММВ, сохранив за собой название «Колонка редактора». Другая получит название «Стретта», и как раз в ней будут отныне публиковаться мои рассуждения «на общие темы».
   Для тех, кто не силен в музыкальной терминологии, хочу объяснить смысл названия рубрики. Слово «стретта» (от итальянского слова stretta – сжатие, сжимание) обозначает специальный полифонический прием, который часто встречается в фугах: проведение темы, при котором каждый проводящий тему голос вступает до того, как она закончилась в предыдущем голосе. Таким образом, отдельные части темы одновременно звучат в разных голосах. Это слово также иногда употребляется в более широком смысле, для обозначения сжатого изложения темы в фуге или фугато.
   В своих «Колонках редактора» я часто затрагивал весьма сложные вопросы, для серьезного обсуждения которых рамок колонки, конечно, недостаточно. С другой стороны, не всегда уместно подробно обсуждать ту или иную тему, особенно если она затрагивается в издании, ориентированном не только на профессионалов. И уж тем более не обязательно предлагать готовые решения. Временами куда как важнее просто обозначить проблему, заставить читателя задуматься или хотя бы попробовать посмотреть на привычные вроде бы вещи под другим углом. Главную задачу этой рубрики я вижу именно в этом, в том, чтобы сжато изложить тему, после чего читатель самостоятельно решит, что ему делать с полученной информацией.
   Я рассчитываю выпускать новую колонку раз в две недели. В правом столбике каждой из колонок будут размещаться ссылки, всякий раз новые, подобранные в зависимости от темы. Изредка в «Стретте» могут появляться материалы, написанные не мной, но для этого, конечно, будут очень веские основания.
   Выше я несколько раз употреблял слово «колонка», и хотя речь шла о вполне определенной рубрике, я бы хотел сразу оговорить некоторые вещи, дабы впоследствии не пришлось оправдываться.
   Вероятно, многим известно о существовании жанра, который условно можно обозначить термином колумнизм. Материалы, написанные в этом жанре, Вы можете регулярно читать, скажем, на первой полосе газеты «Культура» (чаще всего автором редакторских колонок там является Ю.Белявский). В Сети также есть несколько адресов, по которым «проживают» колумнисты (см. справа).
   Среди основных признаков, отличающих колонку как жанр от любой другой публикации, является автор (обычно один и тот же) и определенная регулярность появления новых текстов. Само собой разумеется, что тексты должны появляться в одном и том же издании. Второстепенным, на мой взгляд, но, тем не менее, характерным признаком колонки может являться и определенная тематика, хотя бывает, что пишут сразу обо всем на свете.
   Но самое главное отличие этого жанра от других состоит в том, что колумнист в первую очередь ценен своим мнением. Не фактами, которые он раздобыл для читателя, а тем, как он трактует эти факты. Трактовка может оказаться весьма и весьма спорной, однако читатель заранее знает об этом и готов к этому, поскольку в данном случае ему интересен сам ход мысли автора. У которого есть позиция. Который может заблуждаться, но делает это искренне. Получается, что колумнист пишет в первую очередь о себе, но обязательно так, чтобы это было интересно многим.
   Я не столь самоуверен, чтобы предположить, что любой мой бред может быть интересен читателю. С другой стороны, жанр колонки позволяет мне не доказывать каждый свой тезис. Как любому человеку, мне свойственно ошибаться, и не исключено, что в последующих материалах рубрики можно будет проследить именно путь, по которому я пройду, избавляясь от своих заблуждений. Но «Стретта» существует не для того, чтобы читатель мог принять на веру все мною написанное, но для того, чтобы подтолкнуть читателя к размышлениям о той или иной стороне музыкальной действительности, пусть даже не в том направлении, которое мной предполагалось.
   Таким образом, заранее предупреждаю читателей о том, что в материалах «Стретты» им могут встретиться очень разные, иногда прямо-таки провокационные идеи. Я уже говорил о том, что «Стретта» - это моя рубрика, в которой наверняка отразятся не только мои находки, но и многие из моих ошибок. Годичный опыт «Колонки редактора» показал, что многие мои мысли находят отклик у читателя. Не все, но многие. Хотя в конечном итоге не так важно, в чем мы сойдемся, а в чем нет. Гораздо важнее то, о чем говорит Маленький принц (см. эпиграф). Я надеюсь, что вместе со мной читатель будет не только смотреть, но и вычленять главное в увиденном, осознавать тенденцию, скажем так. А после этого, может статься, и делать какие-то выводы. Самостоятельно.

Борис Лифановский
boris@doubt.com

 



Бессрочная ссылка (Роман 
Лейбов)

Вечерний интернет (Антон 
Носик)


Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.