Специалист без будущего?
Уровень подготовки музыковеда в
Московской консерватории очень высок.
Чрезвычайно загруженный учебный план, обилие
теоретических и практических предметов призваны
сформировать специалиста высокой квалификации.
По традиции, сфера применения
музыковеда достаточно разнообразна – научная и
педагогическая деятельность, работа в нотных и
книжных издательствах, на радио, телевидении, в
периодических музыкальных изданиях, в музеях,
массовая лекторская работа. Каков же сегодня
реальный выбор?
Начнем, например, с деятельности,
связанной с периодической печатью. Раньше многие
центральные газеты имели музыкальные отделы, где
работали музыковеды, освещая многие явления
музыкальной жизни: оперные премьеры,
симфонические и сольные концерты и т.д. Мне могут
возразить, что и сейчас это тоже есть. Но в каком
объеме, а главное, каков резонанс этих
публикаций? Однако даже если предположить очень
высокое качество публикуемого, то приходится
констатировать: катастрофически сузился круг
читателей. А, следовательно, и масштабы
воздействия музыковеда на общество.
Переживают тяжелое время музыкальные
нотные и книжные издательства. Происходит
перестройка существовавшей системы книго- и
нотопечатания, предполагавшей широкий спрос на
свою продукцию и, как следствие, очень
демократичные цены. Сегодня гораздо чаще можно
увидеть весьма дорогостоящие книги и ноты,
напечатанные очень небольшим тиражом. А там, где
мало издается, потребность в работниках также
низка.
Можно не читать периодику по тем или иным
причинам. Но радио и телевидение смотрит и
слушает, без преувеличения, 99% населения.
Культурным программам отведены теперь
специальные каналы: на радио – “Орфей”, на
телевидении – “Культура”.
Оставляя в стороне качество программ этих
каналов, отметим тот негативный факт, что
массовая аудитория опять-таки остается вне сферы
их воздействия, то есть, попросту говоря, эти
каналы просто не включает. Раньше основные
программы радио и телевидения были в высшей
степени насыщены музыкальными передачами, из
которых большой процент был посвящен
академической музыке. Это формировало массовый
вкус, что особенно злободневно было для
громадной части населения, живущей в провинции
без оперных театров и концертных залов. Не
случайно география гастрольных поездок наших
исполнителей внутри страны была чрезвычайно
широка, а концерты проходили при аншлагах.
Немалую лепту вносили в такие концерты и
лекторы-музыковеды. Сегодня же сократилось до
минимальных размеров общение с широкой
аудиторией не только музыковедов, лекторов, но и
исполнителей.
Наиболее вероятной сферой приложения сил
музыковеда сейчас является педагогическая
деятельность. Однако представляется вероятным,
что в силу практического сведения на нет
пропаганды музыкальной культуры в обществе,
популярность музыкального образования будет
падать, так же, как его профессиональный уровень.
Так есть ли спрос в обществе на
специалиста того уровня, на котором готовит
сегодня Московская консерватория? Косвенным
ответом на этот вопрос является переориентация
профессиональных устремлений значительного
числа выпускников и студентов консерватории.
Увы, уже не единичны факты устройства многих из
них на работу в организации, деятельность
которых не имеет ничего общего с музыкой. А если
падает спрос, то что ждет нас в будущем? Это
будущее мы все тщетно пытаемся осмыслить.
Ольга Бойко
mmv@cityline.ru
|
Московская
консерваторияМузыкальное радио "Орфей"
Edition Peters
Журнал
"Грамофон"
Конса.NET |