Назад

Главная страница

 


Специалист без будущего?

Уровень подготовки музыковеда в Московской консерватории очень высок. Чрезвычайно загруженный учебный план, обилие теоретических и практических предметов призваны сформировать специалиста высокой квалификации.

По традиции, сфера применения музыковеда достаточно разнообразна – научная и педагогическая деятельность, работа в нотных и книжных издательствах, на радио, телевидении, в периодических музыкальных изданиях, в музеях, массовая лекторская работа. Каков же сегодня реальный выбор?

  Начнем, например, с деятельности, связанной с периодической печатью. Раньше многие центральные газеты имели музыкальные отделы, где работали музыковеды, освещая многие явления музыкальной жизни: оперные премьеры, симфонические и сольные концерты и т.д. Мне могут возразить, что и сейчас это тоже есть. Но в каком объеме, а главное, каков резонанс этих публикаций? Однако даже если предположить очень высокое качество публикуемого, то приходится констатировать: катастрофически сузился круг читателей. А, следовательно, и масштабы воздействия музыковеда на общество.
   Переживают тяжелое время музыкальные нотные и книжные издательства. Происходит перестройка существовавшей системы книго- и нотопечатания, предполагавшей широкий спрос на свою продукцию и, как следствие, очень демократичные цены. Сегодня гораздо чаще можно увидеть весьма дорогостоящие книги и ноты, напечатанные очень небольшим тиражом. А там, где мало издается, потребность в работниках также низка.
   Можно не читать периодику по тем или иным причинам. Но радио и телевидение смотрит и слушает, без преувеличения, 99% населения. Культурным программам отведены теперь специальные каналы: на радио – “Орфей”, на телевидении – “Культура”.
   Оставляя в стороне качество программ этих каналов, отметим тот негативный факт, что массовая аудитория опять-таки остается вне сферы их воздействия, то есть, попросту говоря, эти каналы просто не включает. Раньше основные программы радио и телевидения были в высшей степени насыщены музыкальными передачами, из которых большой процент был посвящен академической музыке. Это формировало массовый вкус, что особенно злободневно было для громадной части населения, живущей в провинции без оперных театров и концертных залов. Не случайно география гастрольных поездок наших исполнителей внутри страны была чрезвычайно широка, а концерты проходили при аншлагах. Немалую лепту вносили в такие концерты и лекторы-музыковеды. Сегодня же сократилось до минимальных размеров общение с широкой аудиторией не только музыковедов, лекторов, но и исполнителей.
   Наиболее вероятной сферой приложения сил музыковеда сейчас является педагогическая деятельность. Однако представляется вероятным, что в силу практического сведения на нет пропаганды музыкальной культуры в обществе, популярность музыкального образования будет падать, так же, как его профессиональный уровень.
   Так есть ли спрос в обществе на специалиста того уровня, на котором готовит сегодня Московская консерватория? Косвенным ответом на этот вопрос является переориентация профессиональных устремлений значительного числа выпускников и студентов консерватории. Увы, уже не единичны факты устройства многих из них на работу в организации, деятельность которых не имеет ничего общего с музыкой. А если падает спрос, то что ждет нас в будущем? Это будущее мы все тщетно пытаемся осмыслить.

Ольга Бойко
mmv@cityline.ru


Московская консерватория

Музыкальное радио "Орфей"

Edition Peters

Журнал "Грамофон"

Конса.NET


Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.