|
Вот уже и лето. У студентов горячая
пора – сессия, экзамены… И каникулы! Отпуска! Самое время, отринув все
обязательное, посвятить лето себе любимому и Музыке любимой. Поиграть,
послушать, съездить на мастер-класс, в конце концов.
Европейские аутентичные мастер-классы – вещь абсолютно особая. Фестивали,
концерты и собственно занятия часто проходят в старинных замках, во дворцах,
в аббатствах (вот бы нам так!). Даже пока я просто читала и переводила
буклеты – почувствовала особую атмосферу внимательности и заботы, бережного
отношения к музыке и к людям (организаторы помнят обо всем, вплоть до
простыней и пюпитров). Именно такое отношение, как мне кажется, и рождает ту
рельефность и законченность каждой детали и одновременно архитектоническую
стройность и выверенность целого, которых "нашим" пока так не хватает. Так
почему же не поучиться и не взять все это ("если, конечно, есть деньги на
поездку" – скажет Скептик…)?(!)
А учиться необходимо. Вот что думает по этому поводу певица Ольга Пасечник,
работающая с ансамблем "Musica Petropolitana" (их
совместный диск с записью Песен из сборников Львова-Прача и Трутовского
выпустила известная французская фирма "Opus 111").
"Прежде всего, певец, который берется за барочный репертуар, должен быть
музыкально подготовлен на 100 %. Это не может быть человек, который пришел в
музыку только по своим вокальным данным <…> Во-вторых, это должен быть
человек, который даст себе труд посидеть над книгами, над партитурами в
старых ключах и научиться их расшифровывать. Это должен быть человек,
который владеет несколькими европейскими языками или по крайней мере
понимает эти языки<…> В барочной музыке текст очень важен, и этот текст
должен провоцировать воображение, фантазию найти определенную краску к
каждому слову<…> Никакая другая музыка не научит тому, как правильно петь
барочный речитатив: в каком месте певец имеет возможность спеть фразу
свободно, в каком месте его ритмически дисциплинирует бас, как петь с
различными группами инструментов<…>
В своей жизни я встречала людей, которые были грамотны и умны, но начали
исполнять эту музыку очень самодеятельной техникой – в то время никого на
этом рынке еще не было. И это привело к тому, что у музыкантов,
специализирующихся в музыке более поздних периодов, сложилось впечатление,
что барочную музыку могут исполнять все, кому не лень: и безголосые, и не
владеющие техникой игры: если кто-то не может сделать карьеру на современной
скрипке, то уж, наверное, на барочной получится. А не тут-то было! К
сожалению, барочные музыканты сами себе сделали плохую рекламу, и сейчас
многие серьезные музыканты относятся к аутентичному исполнению, как к
чему-то чуть не на грани самодеятельности<…>
И еще: певец, который поет в наше время в барочной опере, можно сказать,
обречен выучить барочный жест." (Из интервью газете "Мариинский театр", №
1-2, 2001.)
Итак, я, конечно, призываю всех интересующихся поехать, увидеть,
прочувствовать и поучаствовать. Ибо, как говорится, "Ars
sine scientia nihil est"/ Искусство без науки – ничто. Ну а если
нет – просто принять к сведению.
Как вы уже поняли, это анонс новой рубрики "Alia Musica"
– Мастер-классы.
С уважением
Ю.П.
piano@cityline.ru
ICQ # 116181904
|