|
Невероятное выступление итальянцев в
России.
Трудно было поверить, что
знаменитый миланский барочный ансамбль Il
Giardino Armonico ("Сад гармонии")
приедет на фестиваль старинной музыки в
Петербурге, что концерт не сорвется
вживую продемонстрирует качество игры,
поражающее на компакт-дисках. Ансамбль
приехал благодаря генеральному
консульству Италии, концерт состоялся, и
вживую все прозвучало еще лучше, чем в
записи.
Il Giardino Armonico создан в 1985 году лютнистом
Лукой Пьянка (Luca Pianca) и флейтистом
Джованни Антонини (Giovanni Antonini). Состав – от
трех до 26 участников. Репертуар XVII-XVIII
веков, в первую очередь итальянский. За 15
лет ансамбль успел принять участие во
всех престижных фестивалях, нескольких
постановках барочных опер и завоевать
множество премий, в том числе Gramophone Award
(1996), Diapason d'Or (1998) и премию ECHO klassik как
лучший ансамбль старинной музыки (1999).
В Петербурге ансамбль выступал в составе:
флейта, две скрипки, виола да гамба, лютня,
клавесин. Зал был взят мгновенно и
бесповоротно. Внешне бесстрастные
музыканты являли зрелище абсолютной
сосредоточенности и абсолютного
контакта. То, к чему стремились
аутентисты разных поколений,
представлено миланским ансамблем в
чистом, отчетливом и виртуозном
воплощении. Влажной чувственности
популярных медитаций под музыку Вивальди,
которые до сих пор в ходу на наших сценах,
Il Giardino Armonico противопоставил сухой удар
смычком по струнам, прозрачный и терпкий
тембр. Анахроничному для барокко
постепенному раздуванию и спаду
звучности – ослепляющую резкость
динамических вспышек.
Исполнительское совершенство было
обязательным условием, а не целью,
импровизационность – естественным
продолжением мастерского владения
стилем, экстравагантные выходки –
безумные каденции, закрученные пассажи –
проявлением страсти к концертированию,
которая, надо думать, у итальянских
музыкантов в крови. Вивальди оставили на
второе отделение, в первом начав на сто
лет раньше, с XVII века. Вещи Дарио Кастелло,
Марко Учеллини, Тарквинио Мерула,
неизвестные большей части зала, тут же
завоевали симпатии публики. Это
репертуар щедрый и благодарный: яркий,
броский, театральный. В него вписаны
звуки пышных венецианских празднеств,
трюки площадных комедий, величественные
арии и речитативы только что рожденной в
Италии оперы и разнообразие танцев, из
которых в эпоху барокко росли
инструментальные жанры, получая имена то
сонат, то сюит, то концертов.
Удачей фестиваля следует
признать стильный контраст двух
ансамблевых вечеров: Il Giardino Armonico столь же
ярко представил итальянскую музыку и
итальянский темперамент, как Лиможский
ансамбль во главе с потрясающим
виолистом Кристофом Куэном (Christophe
Coin) на открытии фестиваля
продемонстрировал французский барочный
репертуар – интровертный, утонченный,
требующий знание этикета и вслушивания в
детали. Патронировавшие ансамбль
итальянское консульство и Французский
институт дебютировади на фестивале
эффектным и верным способом, показав
каждый портрет своей страны, а вместе –
портрет барочной эпохи, различавшей и
коллекционировавшей национальные вкусы
и манеры.
Ольга Манулкина,
Санкт-Петербург
"Коммерсантъ": №
191, 12 октября 2000 г.
|