|
Голландцы загудели в Питере.
На фестивале старинной
музыки в Петербурге голландский институт
представил наиболее оригинальный
концерт: и состав, и программа ансамбля
Oltremontano – новинка для российской публики.
Соперничать с ним по своеобразию
репертуара и саунда отважились местные
ансамбли Ave Rosa и Laterna magica.
Ансамбль Oltremontano основан
в 1993 году. Состав: три тромбона, два
корнета, сопрано, орган и клавесин.
Руководитель – Вим Бекю (Wim Becu), бас-тромбон.
Начав с исполнения фламандской
ренессансной полифонии, ансамбль перешел
к виртуозной музыке раннего барокко.
Выступает на голландских и бельгийских
фестивалях, сотрудничает с ведущими
ансамблями старинной музыки.
Духовые ансамбли привычно
ассоциируются с военным оркестром либо с
брасс-бендами, а качество звучания
тромбонов попадает под прицельный
обстрел вагнерианской критики. Однако на
концерте Oltremontano следовало припомнить
совсем другое: например, еще в середине XVI
века Эразм Роттердамский сетовал, что
церкви сотрясаются звуками флейт, дудок,
труб и тромбонов. А именно: тромбоны и
корнеты вместе с другими ренессансными
инструментами поддерживали и постепенно
подменяли звучание человеческих голосов
в музыке богослужения. И хотя программа
Oltremontano была обозначена как "Церемониальная
музыка", провести границу между
духовным и светским было бы совсем
нелегко.
Например, один из авторов,
представленных Oltremontano, - Джованни
Габриели, - известен прежде всего как
композитор собора Святого Марка в
Венеции, который вслед за своим дядей и
учителем Андреа Габриели в конце XVI века
использовал планировку собора для игры с
акустическим пространством, заставив
перекликаться вокальные и
инструментальные хоры и получив эффект
эха – излюбленный в дальнейшем прием
барокко, получивший название
пространственной полифонии.
Вокальное и инструментальное
на концерте Oltremontano также было
неразделимо и взаимозаменяемо: канцоны
пела то сопрано Майке Етзолд (Maike Etzold), то
тромбоны с корнетами, человеческий голос
звучал по-инструментальному виртуозно, а
инструменты – по-вокальному мягко.
Умиротворенная этим нескончаемым хором
аудитория завороженно следила за тем,
какую следующую разновидность корнета
возьмут в руки исполнители – прямой,
загнутый крючком или извивающийся змеей
– и какой новый тембр извлекут.
Ансамбль Ave Rosa под
руководством Анны Митрофановой, в состав
которого входят несколько струнных,
блокфлейты и певцы, за четыре года
существования успел освоить широкую
жанровую и стилистическую территорию. Но,
пожалуй, конек ансамбля – это светские
песни и мадригалы Ренессанса,
прозвучавшие на фестивале – Депре,
Крекийон, Джезуальдо. В этом репертуаре
вокальное трио ансамбля (Анна
Митрофанова, Ирина Михайлова и Дарья
Богданова) выказали технику прямо-таки
поразительную, если учесть, что приобрели
они ее не в европейских школах, а здесь и
самостоятельно. А также блестяще
преподнесли игровые и комические эффекты,
к каким склонны маленькие ренессансные
шедевры, с их тягой к театру и неведением
о грядущей опере.
Laterna magica еще моложе, но
уже имеет свою преданную публику, которая,
видимо, ищет и находит в лидере ансамбля
Ольге Комок свою русскую Бьорк. На
концерте фестиваля испанские Cantigas de Amigo
("Песни о друге") XIII века
чередовались с французскими Estampies Royal ("Королевскими
эстампи") XIV века, гортанные, суровые,
витиевато-орнаментальные мелодии песен
вызывали ответные вибрации волынки и
ребаба, публика погружалась в транс, и
ясно было, что концертная форма смогла
только слегка отшлифовать этот осколок
древней породы.
Ольга Манулкина,
Санкт-Петербург
"Коммерсантъ":
№ 195, 18 октября 2000 г.
|