ALEA MUSICA - События

Назад

Главная страница

raspor.gif (49 bytes) 


Итальянцы заманили в "Сад Гармонии"

 7 октября в Малом зале Филармонии с полным аншлагом прошел долгожданный концерт барочного ансамбля Il Giardino Armonico.

Концерт ансамбля Il Giardino Armonico всколыхнул музыкальную общественность города. Поклонников у итальянцев столько, что впору открывать фан-клуб. Живьем, однако, мало кто слышал аутентистов-авангардистов, наяривающих "Времена года" Вивальди саундом, близким к Лахенману. (Это, конечно, преувеличение, но поэтическое.)
"Времен года" не было. Зато были малоизвестные Кастелло, Мерула, Учеллини, Пиччинини и два нехитовых концерта Вивальди. Программа строилась большими блоками: несколько произведений игрались без перерыва, а клавесинист (Оттавио Дантоне) или лютнист (Лука Пьянка) связывали их в единое целое импровизированными переходами. Это было очень стильно: с одной стороны, исторически строго, потому что так, единым потоком, видимо, и игрались эти пьесы в свое время. С другой стороны, персональные отличия Пиччинини от Мерулы через триста лет вряд ли интересны кому-то, кроме экспертов. Для современного слушателя грустно-веселые итальянцы конца XVII века сливаются в одно большое звуковое туловище, над которым высится голова Вивальди.
Два главных человека в ансамбле – Джованни Антонини (продольные флейты) и Энрико Онофри (первая скрипка). Оба – воплощения импровизационного духа, который веет где хочет. Каденции Онофри и Антонини, их искусство орнамента превосходят всякое воображение. Потому что оно сложилось в результате слушания дисков Il Giardino Armonico, а консервированная свобода прекрасна, но слишком устойчива. Живые неустойчивые импровизации, раз от разу все более цветистые, приводили зал в неистовство, с трудом сдерживаемое до конца произведения.
Ансамблевая культура Il Giardino Armonico (вторая скрипка - Марко Бьянки, виолончель - Паоло Бески) не имеет себе равных. Темповые и тембровые контрасты предельны. Быстро и медленно, холодно и жарко – все это разведено по полюсам, расстояние между которыми измеряется долями секунды. Ритм изощрен до последней степени, но выдыхается будто из одной груди. Артикуляция настолько специфична и настолько неоспорима, что существует как бы контрастом в одновременности.
Все силы напряжены ради того, чтобы слиться в едином порыве маятника. Совокупная исполнительская гармония шестерых готова улететь, раствориться в каких-то уже вовсе нематериальных фикциях; музыканты как будто вплотную подходят к предощущению неких инструментальных стихий. Эти стихии действуют на аудиторию поверх инструментов, поверх музыки.
Что до фикций, то Il Giardino Armonico открыл аутентизм как fiction – и, скорее всего, science fiction: ничего более итальянского, более стильного и соответствующего музыкальному материалу представить нельзя. Знание о том, как "могло быть тогда", питает великолепное в своей полноте пренебрежение этим знанием. Ансамбль можно назвать суперзвездой – уже не слишком важно, "что"; важно "кто", которое есть "как".

Борис Филановский
Санкт-Петербург

www.music.ru; 10 октября 2000 г.

 


Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.