ALEA MUSICA- Anonymus ( От редактора)

Назад

Главная страница

raspor.gif (49 bytes) 


 

"Глядя на красоту и великолепие мира, ты поймешь, что он подобен прекрасному гимну и все, что создано на земле, в своем многообразии звучит в унисон, образуя аккорд высшей красоты."
(Гильом Овернский,
XIII в.)

"…Я очень люблю оперы барокко…Эти оперы так блестящи и так ритмичны: музыка барочных танцев с ее ударным ритмом так захватывает. Это просто рок-н-ролл XVII века! Это изумительная музыка для танца – гораздо лучше, чем Шопен! Я люблю эти оперы еще и потому, что в них так важен был элемент воображения, элемент фантастики. Мне вообще близка барочная концепция сценического искусства…,потому что она объединяет в себе все: певцов, танцовщиков, актеров, акробатов, музыкантов."
(из интервью современного хореографа Карин Сапорта газете "Мариинский театр")

     Читатели, должно быть, заметили, что Ваша покорная слуга[i] уже давно начала публиковать на страницах ММВ отдельные статьи из отдельных - к сожалению, малодоступных рядовому, но заинтересованному слушателю - музыкальных изданий. И лишь недавно я окончательно поняла, что страница, посвященная вопросам старинной музыки и аутентики (исторически выверенного, "стильного" исполнения), дающая читателю возможность, если так можно выразиться, "кругового обзора" – совершенно необходима.
В начале, как всегда, было слово… Зайдя на "Нотоносец" (
www.ruz.net/noto/), я прочитала интервью c самим Борисом Лифановским, а затем еще и с Дмитрием Завалишиным, редактором сетевого обозрения "DZ-online" (www.dz-online.rinet.ru) и много кем еще, в том числе – горячим любителем и поклонником музыки, каковым он стал уже в сознательном возрасте. Откуда почерпнула два очень схожих, по-своему аргументированных суждения об "иной" – т.е. неблизкой говорящему - музыке. Боря, с точки зрения академического музыканта, высказался в том смысле, что существующий сегодня во всем мире интерес к исполнению музыки прошлого ("старинной музыки") в исторически корректном стиле – всего лишь буря в стакане воды, поднятая вечно рыщущими в поисках отдающих пылью сенсаций музыковедами и нерадивыми, плохо владеющими инструментом исполнителями. По своему опыту знаю, что это весьма распространенное мнение именно среди музыкантов. С другой стороны, не посвященный в "музыкальную кухню" зритель/слушатель от своей неподготовленности зачастую только выигрывает. Он оперирует общими эстетическими категориями, ориентируясь на свой вкус, "общее понимание", "близость по духу", которые дают ему возможность непредвзятой оценки.
Возвращаясь к предмету разговора, постараюсь объяснить причины моего принципиального несогласия с "академической" точкой зрения на судьбы старинной музыки.
    Во-первых, суть аутентизма не в механическом перенесении произведений прошедших эпох в наше время: правомернее было бы говорить о привнесении ее в нашу культурную жизнь. Идея заключается в том, чтобы понять в широком смысле текст, куда входят:
- собственно музыкальный текст,
i.e. ноты;
- его интерпретация - строй, темп, динамика, координирующие восприятие и весьма различные в разные эпохи. Эти законы давно и хорошо изучены, и в первую очередь именно благодаря музыковедческим изысканиям (против чего, собственно, и протетстует Борис? Но ведь "в чужой монастырь…");
- исполнение музыки на исторических инструментах или их копиях, что сильно меняет характер звучания;
- общий и культурный контекст. Если рассматривать историю человечества в целом, от эпохи к эпохе темп жизни становится выше, процессы динамичнее, плотнее поток информации, субъективнее выражение мыслей и чувств – т.е. нужна настройка на определенную эпоху, ее стиль высказывания.
    И тогда информационный посыл текста, то, что не подвержено "ржавчине времени" - вечные темы, "переведенные" на близкий современному слушателю язык - становится близким и понятным (см. публикуемое интервью с хореографом-историком Юргеном Шрапе).
    С этой точки зрения нужна и имеет право на существование любая музыка, любых направлений – от григорианского хорала до современной клубной. Музыка бывает хорошо и плохо сделанная, имманентная конкретному моменту и надвременная, функциональная (жанрово-бытовая) и абстрактно-обобщенная. Исходя из таких характеристик, ценность музыкального произведения можно рассматривать по относительной – хорошо/плохо - и абсолютной шкале. Абсолютная ценностность произведения – это и есть информационный посыл, монада божественного смысла, который оно заключает в себе. И, подобно тому, как вы в поисках истины в любой момент можете снять с полки (личной, библиотечной или сетевой) нужную вам книгу = часть информационного абсолюта, так вам должна быть доступна любая часть звучащего мирового космоса, мирового Логоса, мировой гармонии. При этом надо помнить, что способы кодировки (языки речи, программирования, живописи, музыки и т.д.) и способы подачи информации - например, стили в музыке - не дублируют друг друга, а суть неповторимые, единственные в своем роде частицы, из которых складывается мозаика великого смысла.
    И во-вторых, апеллируя к своему эстетически развитому вкусу и образованию, академические музыканты почему-то всегда забывают (сколько копий было сломано в пылу борьбы с нововенцами! – а ведь сама серийная техника уже стала историей) главное: их слух воспитан в рамках определенной музыкальной эстетики, во вкусах классико-романтической эпохи, представляющей собой довольно маленьких временной промежуток. Утверждать, что эти 150-200 лет – единственная музыкальная вершина –по меньшей мере неправомерно. Как мы теперь знаем - благодаря "пыльным" изысканиям - у каждой эпохи были свои вершины (и их мы теперь тоже знаем). Такой "классический" ракурс мешает посмотреть на музыкально-исторический процесс в целом, увидеть себя в его зеркале со стороны.
    Интересно, вам никогда не приходило в голову, что корифей школы Нотр-Дам Перотин (
XIII век), автор изумительных квадруплей, изобилующих совершенными квинто-октавными созвучиями воспринял бы все эти терцовые гармонии просто как какофонию и издевательство над смыслом и хорошим вкусом?

Юлия Пушкина 
piano@cityline.ru  


[i] Юлия Пушкина закончила РАМ (ГМПИ) им. Гнесиных как музыковед (1997). Сфера профессиональных интересов - раннее Средневековье и григорианский хорал. Работала как администратор с группами "4'33", "Лысые люди". С 1997 года - администратор коллективов Коллегии старинной музыки "Musica humana", "Бибер-консорт", "Flauti dolci". С 1998 года - директор Московского молодежного центра изучения и исполнения старинной музыки "Musica humana" (художественный руководитель – Мария Батова, musicahumana@mail.ru). Принимала участие в организации мастер-класса Юргена Шрапе /Германия/ "Хореография Барокко - XVII век" (апрель 1999). Директор Майского фестиваля старинной музыки (Москва, 17-27 мая 1999 г.). Сотрудничает с электронным журналом "Московский Музыкальный Вестник" (piano@cityline.ru) с 1997 года.

 

 


Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.