|
Пушкин и средневековые анонимы.
24 октября в музее Н.К. Рериха, где
в последнее время довольно часто можно
услышать не совсем уж заезженный
филармонический репертуар, состоялось
выступление ансамбля ранней музыки из
Новосибирска «Insula magica». Выдержанная в
старом добром жанре музыкально-литературной
композиции, программа была, однако,
интересна по своей идее. Приуроченная к
200-летию со дня рождения А.С. Пушкина, она
была призвана, по мысли руководителя
Аркадия Бурханова, «озвучить» пушкинские
мотивы европейского средневековья и
близко к ним лежащие подлинной музыкой
XIII-XVII вв. Мысль смелая, хоть и не новая; «всемирная
отзывчивость» вот уже как 120 лет является
индульгенцией всему, что как-либо можно
связать с именем поэта. Особенно в
преддверии юбилея, во время него, и как мы
видим, более года спустя, она может
перерасти во всепрощение.
Так иллюстраторами Пушкина стали уже не «радийные»
русские классики, как в былые времена, а
Генри Перселл, Туан Арбо, Орландо ди Лассо,
а также масса анонимов, как и
перечисленные именитые, владевшие тайною
гармонии искусства и ремесла.
Инструменталисты ансамбля - А. Воронцова,
А. Баранов, И. Евстигнеева, А. Недоспасова,
возможно, подошли бы ближе к этому
недостижимому ныне идеалу Ренессанса,
когда б не брались за вокальную музыку
той эпохи. Вокальные (а тем более a capella)
номера, исполненные ими самими же и еще
двумя вокалистами ансамбля, звучали,
мягко говоря, скучно. На этом фоне их
работа «по специальности» сильно
выигрывала. Что не так уж и удивительно:
ведь «Insula magica» по праву считался одним из
лучших инструментальных
коллективов ранней музыки в России 90-х. А
это уже повод для небольшого отступления.
Почти двадцать лет совместного
музицирования, десять из которых прошли у
музыкантов почти в полной безвестности,
могут внушить уважение. Такие ансамбли, и
по сей день растущие как грибы после
дождя, довольно быстро терпят крах - чаще
всего на почве обострения отношений в
маленьком коллективе. Хотя чисто
художественные причины я поставил бы
здесь на первое место. По моим личным
наблюдениям, уровень исполнения
старинной музыки за последнее
десятилетие остался неизменным (хорошо
хоть, не упал). И у «Insula magica» для тех, кто
был знаком с их игрой раньше, не нашлось
ничего нового во взгляде на старую музыку,
хоть это была и свежая программа. Не
помогают и дозволенные в наше время
международные контакты: ожидаемый обмен
опытом чаще всего приобретает форму
эмиграции, и оставшимся здесь приходится
начинать все заново. Попытки формировать
здесь крепкую школу аутентики
наталкиваются на вечные российские
преграды - лень и нехватку денег.
Последнее ликвидируется путем
составления убийственных гастрольных
графиков ансамблей. Результат
оправдывает ожидания слушателей,
приготовившихся попасть на студенческий
капустник в средневековую Сорбонну или
на уроки «робких учениц» с ренессансных
полотен Герхардта Терборха.
К чести «Insula Magica», все сказанное
относится к ним далеко не в полной мере.
Остается, как всегда, открытым вопрос о
Пушкине: где же, он, собственно был в этой
программе, кроме как в чтении Александра
Бурханова? Но любой вопрос о Пушкине
остается, как известно, в России открытым
всегда.
Федор Софронов
fms@railroad.ru
|