ALEA MUSICA - De musica (Статьи/ Аналитика - Рецензии)

Назад

Главная страница

raspor.gif (49 bytes) 


 Пушкин и средневековые анонимы.

24 октября в музее Н.К. Рериха, где в последнее время довольно часто можно услышать не совсем уж заезженный филармонический репертуар, состоялось выступление ансамбля ранней музыки из Новосибирска «Insula magica». Выдержанная в старом добром жанре музыкально-литературной композиции, программа была, однако, интересна по своей идее. Приуроченная к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина, она была призвана, по мысли руководителя Аркадия Бурханова, «озвучить» пушкинские мотивы европейского средневековья и близко к ним лежащие подлинной музыкой XIII-XVII вв. Мысль смелая, хоть и не новая; «всемирная отзывчивость» вот уже как 120 лет является индульгенцией всему, что как-либо можно связать с именем поэта. Особенно в преддверии юбилея, во время него, и как мы видим, более года спустя, она может перерасти во всепрощение.
Так иллюстраторами Пушкина стали уже не «радийные» русские классики, как в былые времена, а Генри Перселл, Туан Арбо, Орландо ди Лассо, а также масса анонимов, как и перечисленные именитые, владевшие тайною гармонии искусства и ремесла. Инструменталисты ансамбля - А. Воронцова, А. Баранов, И. Евстигнеева, А. Недоспасова, возможно, подошли бы ближе к этому недостижимому ныне идеалу Ренессанса, когда б не брались за вокальную музыку той эпохи. Вокальные (а тем более a capella) номера, исполненные ими самими же и еще двумя вокалистами ансамбля, звучали, мягко говоря, скучно. На этом фоне их работа «по специальности» сильно выигрывала. Что не так уж и удивительно: ведь «Insula magica» по праву считался одним из лучших инструментальных коллективов ранней музыки в России 90-х. А это уже повод для небольшого отступления.
Почти двадцать лет совместного музицирования, десять из которых прошли у музыкантов почти в полной безвестности, могут внушить уважение. Такие ансамбли, и по сей день растущие как грибы после дождя, довольно быстро терпят крах - чаще всего на почве обострения отношений в маленьком коллективе. Хотя чисто художественные причины я поставил бы здесь на первое место. По моим личным наблюдениям, уровень исполнения старинной музыки за последнее десятилетие остался неизменным (хорошо хоть, не упал). И у «Insula magica» для тех, кто был знаком с их игрой раньше, не нашлось ничего нового во взгляде на старую музыку, хоть это была и свежая программа. Не помогают и дозволенные в наше время международные контакты: ожидаемый обмен опытом чаще всего приобретает форму эмиграции, и оставшимся здесь приходится начинать все заново. Попытки формировать здесь крепкую школу аутентики наталкиваются на вечные российские преграды - лень и нехватку денег. Последнее ликвидируется путем составления убийственных гастрольных графиков ансамблей. Результат оправдывает ожидания слушателей, приготовившихся попасть на студенческий капустник в средневековую Сорбонну или на уроки «робких учениц» с ренессансных полотен Герхардта Терборха.
К чести «Insula Magica», все сказанное относится к ним далеко не в полной мере. Остается, как всегда, открытым вопрос о Пушкине: где же, он, собственно был в этой программе, кроме как в чтении Александра Бурханова? Но любой вопрос о Пушкине остается, как известно, в России открытым всегда.

Федор Софронов
fms@railroad.ru
 

 


Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.