ALEA MUSICA - De musica (Статьи/ Аналитика - Рецензии)

Назад

Главная страница

raspor.gif (49 bytes) 


Блеск ампира и сумерки маньеризма.  

«Musica Petropolitana», вот уже около десяти лет держащая марку «стволового» ансамбля аутентичного исполнительства в Санкт-Петербурге, в последнее время не так часто приезжает в Москву. Что здесь виной - соревновательство ли столиц, активизировавшееся в последнее время, отсутствие ли средств у «хлебосольной» Москвы, зарубежные ли поездки участников, дающие им на деле этот самый хлеб на деле - важность невелика. Но даже единственный в Москве концерт питерцев, состоявшийся 25 февраля, прошел в небольшом, не слишком приспособленом для барочной музыки зальчике в Марьиной роще.
А ведь «Мusica Petropolitana» - хозяин самого значительного в России фестиваля старинной музыки, санкт-петербургского, именно его прошлой осенью почтил своим участием легендарный патриарх аутентичного исполнительства - голландский клавесинист, органист и дирижер Густав Леонхардт. Оба скрипача ансамбля - Андрей Решетин и Сергей Фильченко считают себя учениками Марии Леонхардт, его дочери. И хотя ее отец отзывался о стиле игры ансамбля, как о чем-то переросшим уже рамки школы («вы играете - как вы», говорил он музыкантам во время одной из последних встреч), подчеркивая расподобление с традицией, путь ее - из Голландии на берега Невы - естественен и исторически закономерен.
А каким видим этот стиль, эту манеру «Musica Petropolitana» мы?
Так, как это слышится сегодня, ее вполне можно было бы охарактеризовать как своего рода «суровый стиль». Составляющие этого стиля суть доскональность, даже как будто прохладность и аскетичность трактовки в сочетании с определенной виртуозностью (в барочном, не всегда уловимом и привычном смысле), слаженным ритмом - «ахиллесовой пятой» многих барочных ансамблей, упорядоченностью крупных и мелких деталей - отдельных фраз и украшений, удостоенных приличествующего им по рангу внимания. Континуо, или «сопровождающие» солистов клавесин и барочная виолончель - Ирина Шнеерова и Дмитрий Соколов аккуратно следуют за всеми изгибами сольных линий.
Сквозь этот «холодный блеск», лишенный, однако, всякой помпезности (свойственной ампиру как стилевой категории вообще, не только в исполнительском искусстве), лишь просвечивают временами яркие, чувственные краски музыки Юга - сонаты Ф. Турини, А. Вивальди, Дж. Верокаи прозвучали несколько отстраненно. Зато в сонате e-moll австрийского композитора X.-И. - Ф. фон Бибера, скрипача-виртуоза, служившего у архиепископа Зальцбургского за 100 лет до Моцарта, солисты явно попали, что называется, в точку. Несущий достаточный налет мистики, почти чистый маньеризм архитектоники сонаты высветил оборотную, но едва ли не более значительную сторону стиля «Musica Petropolitana». Детали композиции то погружались в сумерки, то выхватывались ярким пучком бокового света, держа слушателя в постоянном, отнюдь не «условно-аутентичном» - страстном, безусловно подлинном напряжении. Это, кажется и был тот петербургский сумеречный, «достоевский» мистицизм, отраженный свет имперского блеска: проблема уже не только, и совсем не только музыкальная... А ее проявление в таком деле, как интерпретация старинной музыки только подчеркивает как ее вечность, так и ее глубину.

Ф. Софронов
fms@railroad.ru
 

 


Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.