Назад

Главная страница

 


Что происходит с Ареной и куда подевались миллиарды?

    Знаменитая, незабываемая Арена ди Верона — одна из основных туристских приманок Италии. Сотни тысяч зрителей со всего мира, только 46% из них — итальянцы. 50 миллиардов лир (около 30 миллионов долларов) кассового сбора, что покрывает 60% издержек на постановки: о подобных цифрах прочие театры не осмеливаются и мечтать. Единственный театр в Италии, расходы которого были равны доходам, и который часто ухитрялся зарабатывать. Финансовая поддержка в 24 миллиарда. И 8 миллиардов дефицита. Смена руководства. Кое-кому прокурор направил уведомление о том, что его деятельность на посту одного из руководителей самого знаменитого театра в мире под открытым небом является предметом судебного расследования. В 1997-м году прокуратура была уведомлена о “дыре” в балансе, равной 8 миллиардам лир (около 4 миллионов 800 тысяч долларов).
   Говорят и о некорректной политике суперинтенданта Джанфранко Де Бозио по отношению к зрителям, о его непотизме, о непомерно завышенных гонорарах. Факты таковы: за два месяца до первого представления “Кармен” Де Бозио знал об отказе Хосе Каррераса, но предпочел скрыть правду, опасаясь уменьшения количества находящихся в продаже билетов. Кроме того, вышло наружу, что объявленный в афише дирижер Хименес — племянник знаменитого испанского тенора. Гонорар, предусмотренный для меццо-сопрано Агнес Бальтса, составлял 83 миллиона лир за спектакль (около 49,5 тысяч долларов), в то время как тенор Никола Мартинуччи, приглашенный выступать в “Аиде” и “Мадам Баттерфляй” за 25 миллионов за вечер, не нашел некоторое время спустя своего имени в официальных программах и подал в суд.
   Так Де Бозио не дождался окончания своего контракта (который истекал в январе 1999-го года) и ушел в отставку в июле 1998-го. Он больше не суперинтендант, но проблемы, им оставленные, не решены. Тревожит факт уменьшения зрительского интереса к спектаклям Арены: в 1997-м году количество зрителей достигло 545 355, минувший сезон зарегистрировал 517 917. Де Бозио утверждает, что в 1998-м году вся зона озера Гарда отметила некоторое (15%) падение количества туристов. У него готов ответ и относительно “дыры” в бюджете: виновато государство, которое с опозданием выделило в 1997-м году 4 миллиарда лир на содержание постоянного штата сотрудников.
   Невзирая на крупные неприятности, которые переживает в настоящий момент самый знаменитый в мире театр под открытым небом, достаточно взглянуть на таблицу, которая информирует о суммах, которые итальянское государство тратит на каждого посетителя оперного театра. чтобы понять: Арена ди Верона была и остается экономическим феноменом. Сицилийский любитель оперы обходится государству в 1.085.713 лир (около 648 долларов), в то время как веронский меломан всего лишь в 38.000 лир (около 23 долларов). Арена ди Верона — самый дешевый оперный театр в мире.
   Так что, унаследовав проблемы, оставленные прежним руководством, новый суперинтендант Арены Ренцо Джаккьери не отчаивается. Грядущий фестиваль обещает новые интересные предложения и множество звезд. Наконец-то исчезнет “Аида” в декорациях 1913-го года и скучной, безликой постановке Де Бозио. Ее сменит “Аида” Пьерлуиджи Пицци — режиссера и автора декораций и костюмов. Среди исполнителей — “черная пантера” Денис Грейвз в роли Амнерис, великолепный Лео Нуччи в роли Амонасро, аргентинец Хосе Кура и русский Владимир Галузин в роли Радамеса. В завоевавшей безоговорочный успех “Тоске”, премьера которой состоялась в 1998-м году, выступит молодое и многообещающее сопрано Фьоренца Чедолинс. За пультом, в первый раз в истории Арены, появится молодая дама — американка Кери-Линн Уилсон. В возобновляемой “Кармен” в постановке Дзеффирелли появятся Хосе Каррерас и Денис Грейвз. “Мадам Баттерфляй” будет представлена в режиссуре Паоло Миччике и с использованием технологии, именуемой OPERAMA. В роли любимой публикой маленькой японки выступит Даниэла Десси, ее Пинкертоном будет Сальваторе Личитра, одно из открытий минувшего сезона. Но истинным “хитом” cезона обещает стать “Веселая вдова”, популярнейшая оперетта всех времен и народов: в ролях Ганны и Данило обещаны Чечилия Газдиа и Андреа Бочелли, слепой тенор, который в последние годы делает блистательную карьеру и которого европейская и американская публика признала наследником Паваротти. В двух гала-концертах протагонистами будут Пласидо Доминго (который, возможно, выступит также в одном из представлений “Веселой вдовы”) и Катя Риччарелли.
   Но все это — в будущем. А пока Арена выкарабкивается из трудной ситуации, как может, — с художественной точки зрения, не без успеха. Стартовал осенне-зимний концертно-оперно-балетный сезон. Названия в афише привлекли внимание публики, и красивый зал театра Филармонико, который нередко блистал отсутствием публики, продемонстрировал немалое количество занятых мест.
   Новое руководство (суперинтендант Ренцо Джаккьери, художественный руководитель Роберто Муттони, дирижер Джулиано Карелла) задали высокий темп работы. Каждые две недели на афише появляется новая концертная программа (на “Кармину Бурану” Орфа были проданы все билеты: такого в Филармонико не случалось давно), в цикле “Артисты Арены — театру Филармонико” участвуют Лео Нуччи, Инва Мула, Чечилия Газдиа, Глория Скальки и, наконец, Хосе Каррерас. Хореограф Роберт Норт выпускает одну балетную премьеру за другой: “Оффенбах” на музыку Оффенбаха и Стравинского, “Снеговик” на музыку Говарда Блейка, впереди прокофьевские “Ромео и Джульетта”.
   Что касается оперы, то осенне-зимний сезон начался с концертного исполнения “Дона Паскуале”. Подобный старт (при достойном музыкальном уровне) не мог не вызвать разочарования: еще живы воспоминания о “Доне Паскуале”, не так давно представленном в том же Филармонико в режиссуре Стефано Вициоли и с бесподобным Энцо Дара в главной роли. Так что публика с гораздо большим удовольствием собралась на первый настоящий спектакль сезона 1998-99: россиниевскую “Итальянку в Алжире”. 
   Выбор “Итальянки” в очередной раз свидетельствует о трудностях, переживаемых Ареной: на сцену Филармонико перенесен спектакль Ла Скала двадцатипятилетней давности, в постановке легендарного Жан Пьера Поннеля. Прелестны действительно нестареющие декорации художника-режиссера: дворец Мустафы, напоминающий магическую шкатулку. Все в легких, прозрачных тонах, с преобладанием белого, песочного, розоватого: словно вы взяли в руки замысловатую драгоценную игрушку. Шкатулка снабжена дверями. Когда они раскрываются, мы видим причудливое сооружение, напоминающее, что за пределами дворца идет жизнь, кипит город, или бледную и прозрачную луну, словно висящую в темных небесах. Мгновением позже прибывает грациозный кораблик, который разваливается на части под первым же выстрелом пушки капризного паши. Нам не дают забыть, что история о смелой красавице-итальянке, умом и хитростью поставившей на место умирающего от скуки восточного деспота, всего лишь игра.
   Игра, разыгранная актерами и артистами хора достойно, способна развлечь. Но не способна вдохнуть настоящую жизнь в спектакль, возраст которого — четверть века. В возобновлении постановки Поннеля его многолетней ассистенткой Соней Фризелл исчезло то, что называется “изюминкой”. 
   В этом случае остается сосредоточиться на музыкальной стороне, на работе певцов. Интерпретация дирижера Джулиано Кареллы не отличается какой-либо новизной или оригинальностью деталей. Темпы и нюансы те же, слышанные несчетное количество раз в других спектаклях или записях. При полном профессионализме исполнения, оркестр звучит чуть тяжеловато, в то время как музыка Россини требует больше воздуха и блеска. Вихревой темп прославленного первого финала (септета) создает ощущение не вполне преодоленной проблемы. Но все это самую малость. Зато певцы приготовили приятные сюрпризы. Очаровательынй “бука” Симоне Алаймо — Мустафа, симпатичный шут гороховый Таддео в блестящей интерпретации Алессандро Корбелли. Но это все мастера, с огромным опытом за плечами. А вот пара главных героев всего три года на сцене и уже успела громко заявить о себе. Даниэла Барчеллона, уроженка Триеста, и Хуан Диего Флорес, урожденец Лимы, — певцы недалекого третьего тысячелетия. Голос Барчеллоны, даже если бы его было вдвое меньше, не мог бы остаться незамеченным. Это что-то вроде огромного органа, который даже на pianissimo способен заполнить любое пространство. Контральто необыкновенно звучное, густое, напоминает цвет и вкус наилучшего меда. Ее сценическое поведение оставляет желать лучшего, но что делать актрисе, если природа одарила ее не только гигантским голосом, но и гигантским ростом? Рядом с ней Таддео и Линдоро выглядят “человечками”, и оттого Изабелла получается излишне взрослой, приобретает материнские черты. Флорес, пробивший себе дорогу в амплуа россиниевского тенора, напоминает бабочку или птичку: он строен и легок, голосист и обаятелен. С партией Линдора, совершенно акробатической, справляется без видимого труда, да и вкус к сценической игре у него несомненно есть. Самых добрых слов заслуживают Эва Сантана — Эльвира, Мария Виттория Паба — Зульма и Фердинандо Чуффо — Али.
   Достойный спектакль, удачно вписанный в оживленный концертный сезон, хотя открытиями стали только два молодых певца. Но и это немало. Даже много, если вспомнить, что осенне-зимний сезон 1997-го года и вовсе был отменен по причине трудностей, которые переживает Арена ди Верона.

 Ирина Сорокина

© 1999, газета Мариинский театр



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.