Назад

Главная страница

 

 
Концерт Российского Национального оркестра в БЗК 26 февраля 1998 г.

    26 февраля в Большом зале Московской консерватории состоялся концерт Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнева. Исполнялись два Концерта для большого симфонического оркестра (№1, “Звоны” и №2, “Озорные частушки”) известного российского композитора Родиона Щедрина, Кармен-сюита (Бизе-Щедрин), а также Концерт для фортепиано с оркестром №1 Сергея Прокофьева. В последнем произведении солировал ученик 9-го класса ЦССМШ при Московской консерватории Алексей Чернов.
    Всемирно известный пианист и дирижер Михаил Плетнев преподнес в этот вечер поистине царский подарок своему юному коллеге. И то сказать: совсем не многие молодые пианисты сегодня удостаиваются чести играть в разгар концертного сезона в Большом зале консерватории с одним из лучших оркестров России и мира. Алексей Чернов - лауреат международных юношеских конкурсов им. Прокофьева в Москве, Шостаковича в Ганновере, стипендиат конкурса им. Скрябина. Таким образом, он уже имеет достаточно большой опыт концертных выступлений, и все же прошедший концерт – испытание также совсем не шуточное, если вообще не новая ступень в карьере.
    Можно себе представить, какое давление на пианиста оказывали мысли о том, где и с кем он играет, кто стоит за дирижерским пультом. Тем не менее, Чернов показал себя очень крепким инструменталистом и с этой точки зрения прекрасно справился с Концертом Прокофьева. Правда, в нескольких местах ему явно не хватало звуковой мощи для того, чтобы “пробить” оркестровое tutti.
    С музыкальной стороны исполнение Чернова тоже выглядело вполне благополучно, в том смысле, что никакого ощутимого ущерба Прокофьеву нанесено не было. Другое дело, что Первый фортепианный концерт – очень яркое произведение, а вот музыкальной яркости юному пианисту, к сожалению, не хватило. В целом же можно сказать, что Концерт Прокофьева состоялся, даже учитывая то, что, возможно, волнение не позволило Алексею продемонстрировать максимум своих музыкантских качеств.
    Кстати говоря, Прокофьев в этот вечер удался плетневцам чуть ли не лучше всей остальной программы. Оркестр аккомпанировал фантастически чутко, создав солисту прямо-таки райские условия для игры.
    Произведения Щедрина (которые оркестр собирается в ближайшее время записать с Deutsche Grammophon) были сыграны не столь гладко. Вряд ли можно назвать публику в БЗК необразованной, однако, аплодировать начинали, не дожидаясь окончания обоих Концертов для оркестра. Конечно, это говорит о том, что дирижеру и оркестру не удалось точно и логично выстроить форму произведений. Впрочем, ваш рецензент склонен полагать, что Концерты просто “не пошли”, поскольку по окончании обоих произведений Михаил Плетнев выглядел обескураженным собственным исполнением не менее, чем публика – удивленной собственной несдержанностью.
    Исполнение Кармен-сюиты во втором отделении можно назвать вполне удачным, если только не вспоминать о ее окончании. Яркие образы оперы Бизе “переработанные и дополненные” Щедриным были воплощены РНО просто блестяще, и это исполнение Сюиты, без сомнения, одно из лучших в Большом зале за последние годы. К сожалению, в самом конце произведения внезапно начались совершенно необъяснимые сбои и мертвая тишина, которая так необходима в зале после исполнения Сюиты так и не наступила, обернувшись неловким секундным молчанием зала.
    Отдельно хотелось бы подчеркнуть следующее. Российский национальный оркестр в настоящее время действительно является одним из ведущих российских симфонических коллективов. И уже установлена достаточно высокая планка качества, ниже которой оркестр не может сыграть ни при каких обстоятельствах. Именно этим объясняется тот факт, что любые промашки, даже самые маленькие, которые допускают музыканты в оркестре, для слушателя становятся потрясением. Чем выше класс игры, тем заметнее любые неудачи. Если бы на месте плетневцев вдруг оказался какой-либо другой коллектив, очень вероятно, что такое исполнение произведений Щедрина было бы пределом мечтаний. Но творческий потенциал РНО уже известен, поэтому слушатели и критика не любят прощать коллективу “расслабленных” концертов, ждут от этого оркестра все более и более высокого качества. Поэтому хочется, чтобы оркестр всегда (и на грядущих гастролях в США тоже) показывал только самую высококлассную работу.

Борис Лифановский ( boris@lifanovsky.com )



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.