|
Концерт Российского
Национального оркестра в БЗК 26 февраля 1998 г.
26 февраля в
Большом зале Московской консерватории состоялся
концерт Российского национального оркестра под
управлением Михаила Плетнева. Исполнялись два
Концерта для большого симфонического оркестра
(№1, “Звоны” и №2, “Озорные частушки”)
известного российского композитора Родиона
Щедрина, Кармен-сюита (Бизе-Щедрин), а также
Концерт для фортепиано с оркестром №1 Сергея
Прокофьева. В последнем произведении солировал
ученик 9-го класса ЦССМШ при Московской
консерватории Алексей Чернов.
Всемирно известный пианист и дирижер
Михаил Плетнев преподнес в этот вечер поистине
царский подарок своему юному коллеге. И то
сказать: совсем не многие молодые пианисты
сегодня удостаиваются чести играть в разгар
концертного сезона в Большом зале консерватории
с одним из лучших оркестров России и мира.
Алексей Чернов - лауреат международных юношеских
конкурсов им. Прокофьева в Москве, Шостаковича в
Ганновере, стипендиат конкурса им. Скрябина.
Таким образом, он уже имеет достаточно большой
опыт концертных выступлений, и все же прошедший
концерт – испытание также совсем не шуточное,
если вообще не новая ступень в карьере.
Можно себе представить, какое давление
на пианиста оказывали мысли о том, где и с кем он
играет, кто стоит за дирижерским пультом. Тем не
менее, Чернов показал себя очень крепким
инструменталистом и с этой точки зрения
прекрасно справился с Концертом Прокофьева.
Правда, в нескольких местах ему явно не хватало
звуковой мощи для того, чтобы “пробить”
оркестровое tutti.
С музыкальной стороны исполнение
Чернова тоже выглядело вполне благополучно, в
том смысле, что никакого ощутимого ущерба
Прокофьеву нанесено не было. Другое дело, что
Первый фортепианный концерт – очень яркое
произведение, а вот музыкальной яркости юному
пианисту, к сожалению, не хватило. В целом же
можно сказать, что Концерт Прокофьева состоялся,
даже учитывая то, что, возможно, волнение не
позволило Алексею продемонстрировать максимум
своих музыкантских качеств.
Кстати говоря, Прокофьев в этот вечер
удался плетневцам чуть ли не лучше всей
остальной программы. Оркестр аккомпанировал
фантастически чутко, создав солисту прямо-таки
райские условия для игры.
Произведения Щедрина (которые оркестр
собирается в ближайшее время записать с Deutsche
Grammophon) были сыграны не столь гладко. Вряд ли можно
назвать публику в БЗК необразованной, однако,
аплодировать начинали, не дожидаясь окончания
обоих Концертов для оркестра. Конечно, это
говорит о том, что дирижеру и оркестру не удалось
точно и логично выстроить форму произведений.
Впрочем, ваш рецензент склонен полагать, что
Концерты просто “не пошли”, поскольку по
окончании обоих произведений Михаил Плетнев
выглядел обескураженным собственным
исполнением не менее, чем публика – удивленной
собственной несдержанностью.
Исполнение Кармен-сюиты во втором
отделении можно назвать вполне удачным, если
только не вспоминать о ее окончании. Яркие образы
оперы Бизе “переработанные и дополненные”
Щедриным были воплощены РНО просто блестяще, и
это исполнение Сюиты, без сомнения, одно из
лучших в Большом зале за последние годы. К
сожалению, в самом конце произведения внезапно
начались совершенно необъяснимые сбои и мертвая
тишина, которая так необходима в зале после
исполнения Сюиты так и не наступила, обернувшись
неловким секундным молчанием зала.
Отдельно хотелось бы подчеркнуть
следующее. Российский национальный оркестр в
настоящее время действительно является одним из
ведущих российских симфонических коллективов. И
уже установлена достаточно высокая планка
качества, ниже которой оркестр не может сыграть
ни при каких обстоятельствах. Именно этим
объясняется тот факт, что любые промашки, даже
самые маленькие, которые допускают музыканты в
оркестре, для слушателя становятся потрясением.
Чем выше класс игры, тем заметнее любые неудачи.
Если бы на месте плетневцев вдруг оказался
какой-либо другой коллектив, очень вероятно, что
такое исполнение произведений Щедрина было бы
пределом мечтаний. Но творческий потенциал РНО
уже известен, поэтому слушатели и критика не
любят прощать коллективу “расслабленных”
концертов, ждут от этого оркестра все более и
более высокого качества. Поэтому хочется, чтобы
оркестр всегда (и на грядущих гастролях в США
тоже) показывал только самую высококлассную
работу.
Борис Лифановский
( boris@lifanovsky.com )
|