|
Московские каникулы
Закончился
четвертый фестиваль камерной музыки «Возвращение»
По
фестивальному буклету можно изучать
новейшую историю миграции
отечественной музыкальной элиты.
Подробные биографии его участников,
разбросанных по разным музыкальным
образовательным заведениям Европы и
Америки, не только сообщают нам о том,
куда утекают молодые таланты, но и
рассказывают о международных карьерах
знаменитых российских педагогов. Однако
никакого пессимизма в фестивале «Возвращение»
нет. От депрессивного взгляда на
постсоветскую культурную ситуацию он с
легкостью излечивает.
Пусть
преподавательских светил обратно не
заманишь, зато молодое поколение уже
четвертый год подряд не жалеет сил,
времени, а также своих и родительских
денег на возвращение домой. Надышавшись
чужим воздухом, они привозят сюда новый
опыт. А вместе с ним, бывает, заманивают
на свою загадочную снежную родину и
новых друзей -- однокашников из какого-нибудь
Кельна или Любека (в этих городах
расположились легендарный скрипичный
педагог Захар Брон и виолончелист Давид
Герингас). Они молоды, не обременены
семьей и контрактами, для них еще что-то
значат такие вещи, как школьная дружба,
родные стены и -- как ни странно это
звучит по отношению к музыкантам -- честь
мундира.
«Возвращение» --
фестиваль выпускников гнесинской
десятилетки, ежегодно устраиваемый во
время зимних студенческих каникул.
Руководит им пара обаятельных и
толковых профессионалов -- 24-летний
скрипач Роман Минц и 22-летний гобоист
Дмитрий Булгаков. Они умеют и людей
собрать, и несколько интересных
программ выстроить, и бодрый финальный
номер правильному композитору заказать
(в этом году им оказался молодой
электронщик Артем Васильев). Но по мере
того как фестиваль хорошеет и крепнет,
из трогательного факта внутренней
школьной жизни превращаясь во вполне
заметное и респектабельное культурное
явление (все четыре концерта фестиваля в
этом году проходили в набитом публикой
Рахманиновском зале Консерватории), его
происхождение становится не столь уж
важным. В его ряды может затесаться и тот,
кто, собственно, ниоткуда и не
возвращался, потому что никуда не уезжал,
и даже питомец из ЦМШ -- вечной соперницы
Гнесинки. Важно, что существует
содружество молодых музыкантов, которым
интересно что-то делать в России. Важно,
что они находят для этого возможности: в
этом году фестиваль стал совсем
взрослым, к его семейному бюджету
добавилась помощь Британского совета и
Французского культурного центра. Важно,
что среди возвращенцев есть такие, кто
уже вовсю наступает на пятки отцам.
Отцам -- не
только в переносном, но и в самом прямом
смысле. Среди участников встречаются
известные фамилии: виолончелист Евгений
Тонха, пианистка Ксения Башмет (кстати,
очень крепкая ансамблистка). Впрочем,
они на пятки пока никому не наступают. А
вот таких музыкантов, как виолончелист
Борис Андрианов, скрипач Борис Бровцын,
пианистка Екатерина Апекишева или
сопрано Юлия Корпачева, некоторым
постарше можно и поостеречься. Соната
Равеля для скрипки и виолончели (Андрианов
с Бровцыным) или шубертовское Рондо си-минор
для скрипки и фортепиано (Бровцын с
Апекишевой) украсили бы любой серьезный
фестиваль. Такое качество камерного
музицирования нечасто встретишь. Роман
Минц, пожалуй, самый характерный
представитель поколения возвращенцев,
как обычно, был неотразим в самой что ни
на есть современной музыке. Даже
Хиндемит (Cоната in D) в его исполнении
пресноват -- это же прошлый век! Зато
каждую ноту современного англичанина
МакМиллана (коротенькая необязательная
пьеска After the Tryst) Роман понимает и
чувствует, как свою собственную. Чудесно
прозвучал длиннющий шубертовский до-мажорный
квинтет, обаяние которому придали те
самые однокашники, что были заманены
возвращенцами в московскую зиму. К месту
пришлись и легкострунная скрипачка
Тамаки Кавакубо, и тяжеловес-виолончелист
Тимоти Парк, которому впору было
поделиться темпераментом со всеми
участниками фестиваля. А «Детскую»
Мусоргского, которую Юлия Корпачева с
поразительной точностью, юмором и
непринужденной театральностью
исполнила под безукоризненный
аккомпанемент Алексея Гориболя, без
лишних слов вообще назову откровением.
Молодых всегда
почему-то хочется перехваливать, а
зрелых и опытных -- обижать скепсисом.
Это неправильно и непедагогично, но раз
в году, во время зимних студенческих
каникул, -- вполне простительно.
Екатерина Бирюкова
©
2000 Газета "Время
новостей", 15.01.2001 г.
|