Назад

Главная страница

 


Современная русская музыка: проблемы, направления, представители

      Фестиваль русской музыки в университете штата Айова – событие уникальное по замыслу и масштабу. В его программу включены три концерта и множество лекций, семинаров и мастер-классов. Тринадцать бывших и нынешних профессоров Московской Государственной консерватории им. П. И. Чайковского, а также ее студентов и недавних выпускников, станут его активными участниками. Подобного фестиваля Московской консерватории еще не проводилось нигде в мире, включая Россию.

Почему фестиваль ограничивается привлечением только тех композиторов, которые связаны с этим учебным заведением? По двум причинам. Во-первых, Московская консерватория в течение многих десятилетий гордо несет марку одного из лучших музыкальных учебных заведений в мире. Во-вторых, в связи с после-перестроечным экономическим положением в России сложилось так, что большинство российских известных или перспективных композиторов переехало в Москву и оказалось так или иначе связанными с Московской консерваторией. Если до перестройки существовали государственные учреждения, такие, как Союз композиторов СССР, поддерживающие государственную идеологию и субсидирующие по крайней мере творчество людей, отвечающих критериям официальной идеологии, то после перестройки государственное финансирование, значительно урезанное, осталось только в образовательной сфере и частично в области публичных концертов. 

      Если музыкальная жизнь Москвы и некоторых других крупных российских городов более или менее адекватна музыкальной жизни любого западного города, то провинциальные города, а тем более деревни, вообще не имеют музыкальной жизни как таковой. В сегодняшней России наблюдается недостаток основополагающей инфраструктурной поддержки. Плохие коммуникации, безобразные дороги (отсутствие скоростных дорог и зачастую даже асфальтового покрытия) и дороговизна передвижения, полное отсутствие информации (музыкальной прессы и другой литературы), нередко – отсутствие электричества и телефонной связи приводят к невозможности композиторской работы. Да и в столицах условия далеко не самые благоприятные. Например, стоимость обыкновенного компакт-диска по отношению к зарплате среднего человека такова, что приобретение его оказывается сравни приобретению предметов роскоши. То же самое касается и всех прочих объектов музыкального обихода. Во всей России существует только один радиоканал классической музыки («Орфей»), да и он находится в весьма плачевном состоянии. Как и телевизионный канал «Культура», он транслируется на очень ограниченное число городов.

     Российские нотные библиотеки России крайне бедны, особенно на западные публикации, плохо систематизированы (даже в библиотеке Московской консерватории до сих пор не введена компьютерная база данных) и почти не выдают материалы читателям домой. Доступность партитур и записей новой музыки в России практически равна нулю.

Но в то же время, интерес к «новой» музыке, той, которую в прежние времена не поощряла и запрещала государственная идеология, значительно развился именно в перестроечный годы, когда границы России открылись, и та музыка, которую невозможно было раньше услышать, стала небольшими партиями завозиться из-за рубежа (ноты, записи, гастроли).  

     Полтора десятка лет назад в Москве было только два коллектива, исполняющих современную музыку: ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского и ансамбль солистов Большого театра. Сейчас, помимо этих прославленных коллективов, существует множество других: например, ансамбль, названный именем знаменитой пьесы Джона Кейджа 4’33’’ или относительно молодой ансамбль “Opus Posth” под управлением Татьяны Гринденко. Двое из присутствующих на фестивале преподавателей Московской консерватории – С. Савенко и С. Загний – являются участниками ансамбля «интуитивного исполнительства» Ad Hoc Group, где композиторы сами исполняют свою и чужую музыки. Заметим, что один из трех концертных залов Московской консерватории, Рахманиновский, стал одним из основных центров проведения музыкальных экспериментов. А самые яркие русские исполнители и пропагандисты современной музыки – исполнитель на ударных Марк Пекарский и пианист и клавесинист Алексей Любимов – стали профессорами Московской консерватории и открыли там кафедры аутентичного и современного исполнительства. 

 В Московской консерватории существует два ансамбля, специализирующихся на исполнении современной музыки: «Студия Новой Музыки» под управлением Игоря Дронова, вдохновителем которой является гость нашего фестиваля профессор Владимир Тарнопольский, и «Новая студия» под управлением кларнетиста Александра Мороговского (его супруга композитор Ольга Раева – тоже гость фестиваля). Другие, не-консерваторские, коллективы также включают множество выпускников консерватории. Наиболее значительный из них – ансамбль организации АСМ, к истории которой мы вернемся позже.

Тем не менее, ни один из этих ансамблей не в состоянии заказывать композиторам новые сочинения и прилично их оплачивать. Государственное финансирование композиторов окончательно прекратилось, а новые регулярные системы их поддержки, существующие на Западе (гранты, стипендии, заказы от оркестров, театров и фестивалей) так и не возникли. Такая цена заплачена российскими музыкантами за приобретенную свободу от идеологических нормативов. В результате многие музыканты (в первую очередь оркестранты, но и композиторы тоже) были вынуждены эмигрировать из России, главным образом по экономическим соображениям. Многие из них часто приезжают на родину и исполняются там, а многие не стремятся возвратиться. 

Вот почему в нынешнем фестивале принимают участие не только музыканты, живущие в Москве. Композитор Николай Корндорф живет и работает в Ванкувере, Канада; композитор и органист Леонид Карев – в Париже, Франция; композитор Альбина Стефану (Стоянова) – в Нью-Йорке, США. Музыковед Марина Фролова-Уолкер – профессор Кембриджского университета, Великобритания, музыковед Елена Дубинец живет в Сиэттле, США. Тем ценнее то, что университет Айовы и Центр Новой музыки нашел возможность пригласить на фестиваль значительное число композиторов из самой Москвы. Среди них – профессора Московской консерватории Роман Леденев, Владимир Тарнопольский, Сергей Загний, Владислав Агафонников, Ирина Дубкова, закончившая консерваторию и аспирантуру Ольга Раева, аспирант Дмитрий Рябцев, а также музыковеды Светлана Савенко и Дмитрий Ухов. 

Таким образом, десять композиторов будут присутствовать при исполнении своих сочинений и во время семинаров расскажут о своей музыке. В трех концертах фестиваля прозвучат сочинения не только присутствующих, но также и  шести других композиторов, учившихся или работавших в Московской консерватории. Четверо ведущих российских и один американский музыковеды познакомят слушателей с современной ситуацией в русской музыке, с музыкой наиболее известных ныне живущих русских композиторов. 

Помимо этого, посетители фестиваля получат возможность ознакомиться с работой композиторского факультета Московской консерватории. Его декан, профессор Владислав Агафонников, расскажет о работе своего факультета, а профессор Роман Леденев - о преподавателях этого факультета.

Профессорами Московской консерватории были великие русские композиторы – П. Чайковский, С. Танеев, Н. Мясковский, Д. Шостакович, Э. Денисов. В ней учились А. Скрябин, С. Рахманинов, Г. Свиридов. Эти композиторы внесли в музыку собственно русское начало. Их музыка с первых же тактов узнается до сих пор именно как послание великой северной страны с ее мощными культурными и фольклорными традициями. Как современные композиторы ощущают свою национальность? Что делает современную русскую музыку русской? Русская ли это музыка или только музыка из России? На эти и другие вопросы ответит музыковед Марина Фролова-Уолкер . 

На фестивале оказались представлены все три ныне существующие поколения русских композиторов: старшее (профессора Московской консерватории Р. Леденев, В. Агафонников и Ю. Буцко), среднее (профессора Московской консерватории Ф. Караев, В. Тарнопольский, С. Загний, М. Коллонтай, И. Дубкова, а также А. Вустин, Н. Корндорф, А. Головин и В. Николаев) и младшее (А. Стефану, О. Раева, Л. Карев и аспирант консерватории Д. Рябцев). 

     Важнейшей особенностью фестиваля является то, что в лекциях и концертах будут представлены практически все существующие в русской музыке стилевые и технические направления. 

Главное из них связано с именем лидера российского авангарда, безвременно ушедшего в 1996 году Эдисона Денисова, профессора Московской консерватории. Он выступил инициатором создания организации композиторов, названной Ассоциацией Современной Музыки (АСМ). Ассоциация позаимствовала свое название от наименования группы русских композиторов 20-х годов, в которую входили наиболее известные композиторы того времени – Н. Рославец, А. Мосолов, Д. Шостакович и Н. Мясковский. Эта группа была разогнана сталинистами в начале 30-х годов. Почти все члены АСМ-2 стали наиболее выдающимися русскими композиторами среднего поколения. Двое из них присутствуют на фестивале (Н. Корндорф и В. Тарнопольский) и музыка еще двоих композиторов (Ф. Караева и А. Вустина) будет звучать в концертах. 

Все эти композиторы прошли через пост-модернистские разностилевые поиски и потом вышли на свои собственные пути. Поэтому АСМ уже практически мертва ныне как организация, но многие ее члены по-прежнему представляют важнейшую область современность русской музыки (германо-ориентированный структурализм, постмодернизм и авангардизм в целом). Ведущий русский специалист по проблемам авангарда и современной музыки Светлана Савенко прочитает в рамках фестиваля лекцию об особенностях этого направления.

Традиционализм – и по сей день одно из самых количественно представительных течений русской музыки - развивается на основе использования в композиторском творчестве академической композиторской техники и фольклора. В годы советской власти это была едва ли не единственная область творчества, поддерживаемая государством. К ней так или иначе обращались все известные русские композиторы советского периода. В наше время интерес к этому течению не иссяк, и его представителями на фестивале является В. Агафонников и И. Дубкова. 

 «Русское» начало сильно в музыке композиторов, связавших свой творческий путь с традициями русской православной церкви. Несмотря на различие в творческих методах, они объединены одной духовной тенденцией: картина современного мира видится им сквозь призму философского созерцания. Православие развивалось собственным путем, отличным от католического. Восточная традиция предполагает длительное развертывание и комбинирование того, что было найдено в период становления веры, без каких-либо кардинальных изменений. В последней четверти ХХ века, после запретов и гонений, традиции русского церковного пения были адаптированы некоторыми русскими композиторами, включая Ю. Буцко, М. Коллонтая, Л. Карева и А. Головина. Их органная музыка будет исполнена в воскресном утреннем концерте замечательным органистом и композитором Л. Каревым. Перед концертом музыковед Елена Дубинец расскажет о принципах русской религиозной музыки.

 

В том же концерте, как и в еще одном, прозвучат пьесы Романа Леденева, чье творчество стоит особняком в истории современной русской музыки. Композитора можно назвать и нео-романтиком, и традиционалистом, и даже отчасти минималистом. Овладев додекафонной техникой, он перешел к диатонической «новой простоте», также используя русские фольклорные элементы. Один из самых молодых последователей «новой простоты» – Дмитрий Рябцев, чья новая пьеса  (“Berceuse”) была специально заказана для исполнения на нынешнем фестивале. Как и Леденев, Рябцев добивается простых, но адекватных задаче решений, нечасто прибегая к примитивизму минималистических приемов, но и не перенасыщая ткань. 

 

Минимализм внедрился в музыкальную жизнь России поздно, четверть века спустя после своего стремительного расцвета в Америке. Добавив к своей истории несколько типичных репетитивных образчиков, минимализм преобразился, вобрав в себя традиционные русские качества – глубину высказывания и концептуальность проблематики. В своей лекции Е. Дубинец расскажет о русском минимализме и об основных его представителях, выпускниках Московской консерватории (В. Мартынове, С. Загнии, А. Батагове, П. Карманове). После этого состоится презентация одного из наиболее оригинальных его последователей, композитора Н. Корндорфа.

 

С русским экспериментализмом и всем, что связано с неакадемической средой (multi-media, хэппенинги, джаз, инструментальный театр), слушателей познакомит замечательный российский музыкальный критик и радио-комментатор Дмитрий Ухов, блестящий знаток современной музыки во всех ее проявлениях, а также продюсер Московского фестиваля современной музыки «Альтернатива». Затем один из наиболее экстремальных российских эксперименталистов композитор Сергей Загний, лауреат премии имени Д. Кейджа, расскажет о своем творческом методе.

 

Последнее направление, которое будет представлено на фестивале – это электроакустическая музыка. Развитие мировой электроакустики в серьезных масштабах началось именно в России, когда в начале двадцатых годов ХХ века знаменитый физик-изобретатель Лев Термен продемонстрировал опыты создания первого значительного электронного музыкального инструмента – терменвокса. Довольно скоро этот инструмент распространился по всему миру. В четверг, в качестве предисловия к истории электронной музыки и ее геополитическому контексту, будет показан документальный фильм «Термен – электронный Одиссей», после которого директор студий электронной музыки университета Айовы Лоуренс Фриттс продемонстрирует работу терменвокса. Американский музыковед Лу Пайн (выпускник университета штата Айова) расскажет на фестивале о человеке, создавшем теорию и историю терменвокса – сотруднике и летописце Термена, русском композиторе и педагоге Иосифе Шиллингере, разработавшем в США собственную систему и школу композиции (в числе его учеников был Д. Гершвин). В продолжение этого доклада, Дмитрий Ухов расскажет о развитии электроакустической музыки в сегодняшней России – о деятельности Термен-центра электро-акустической музыки при Московской консерватории, о классе игры на терменвоксе в Московской консерватории, который ведет племянница Л. Термена Лидия Кавина, и о других российских явлениях этого направления. В одном из концертов фестиваля прозвучит в аудиозаписи пьеса Владимира Николаева «Улари Удила» для ансамбля русской народной песни Дмитрия Покровского с использованием магнитофонной пленки, а также электроакустическая композиция Альбины Стефану.

 

Фестиваль русской современной музыки дает редкую возможность любителям музыки штата Айова познакомиться с современным состоянием русской культуры, одной из наиболее значительных музыкальных цивилизаций мира. 

Елена Дубинец

sdub@iname.com 

 

 


Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.