Назад

Главная страница

 


Гастроли Пермского балета в США.

Обзор прессы

Вслед за Мариинкой и Большим, в Америке гастролировал Пермский балет. Программа гастролей включала спектакли «Жизель», «Лебединое озеро» и «Класс-концерт», которые предполагалось показать в Санта-Барбаре, Фениксе и Лос-Анджелесе. Первой на выступление театра откликнулась газета «Лос-Анджелес Таймс», опубликовавшая две рецензии, Криса Паслеса (о двух спектаклях «Лебединого озера») и Льюиса Сигела (о «Жизели»).

В отношении декораций, костюмов и сценического решения балетов авторы единодушны, обнаружив ряд нелогичностей и несообразностей, вызванных в частности ограниченностью средств театра. 

Декорации «Жизели» Сигел называет обносившимися, даже карикатурными. Исходя из того, что «Жизель» — танцевальная драма, критик упрекает постановку в несоответствии жизненной правде: мать Жизели выглядит много моложе дочери, охотники носят наряды уместные скорее на балу, чем в чаще. Есть, по его мнению, несоответствия и в самом ходе действия: кажется, что вилисы во втором акте прогоняют, а не убивают Ганса.

Крис Паслес пишет в более благожелательном тоне, но, тем не менее, и он подробно перечисляет недостатки драматургии пермской постановки «Лебединого»: «Пантомима сокращена настолько, что в первом акте трудно понять, должен ли принц Зигфрид, выход которого подготовлен недостаточно хорошо, жениться... Нет у него и вариации, которая говорила бы о его отчужденности, страданиях или каком-либо неудовольствии жизнью во дворце. [...] В кульминации балета, заканчивающегося хэппи-эндом, как того требовали советские идеологические установки, нет даже битвы между Зигфридом и злым Ротбартом. Принц возносит Одетту над головой и Ротбарт... просто сникает [...] Трудно понять, почему Зигфрид и Одетта не воспользовались этой стратегией раньше, во время первой встречи на озере».

В то же время Паслес высоко отзывается об артистах театра, отмечая их работоспособность, воодушевление, отдачу, а также — элегантность стиля, обусловленную, по его мнению, историческим влиянием Кировского театра. Главным недостатком труппы он назвал слабую драматическую игру. В целом с ним согласен и Сигел. 

Несомненной звездой гастролей стала Юлия Машкина. Критики положительно отзываются о ее выступлении в «Лебедином озере» (Одетта-Одиллия) и «Жизели» (Мирта). «В роли Одетты-Одиллии выступила великолепная Юлия Машкина, сочетавшая выдающееся техническое мастерство с богатой драматической характеристикой. Она была нежной, отзывчивой, робкой и надеющейся Одеттой, а ее Одиллия излучала такое счастье и веру, что было легко понять, почему Зигфрид принял разных женщин за одну», — пишет Паслес. Сигел называет Мирту Машкиной звездной и величественной.

Партнером Машкиной по «Лебединому озеру» был Роман Геер. Травма ноги не позволила артисту показать все свои возможности, тем не менее, он танцевал «изысканно, увлеченно, потрясая реактивной элевацией, и, если бы не сокращенная вариация, никто бы не заподозрил (несмотря на несколько смазанные приземления), что у него серьезная травма». К сожалению, травма помешала Гееру выступить и в крестьянском па-де-де в «Жизели», которое по этой причине пришлось купировать.

Комплименты в адрес Елены Кулагиной перемежались критическими замечаниями. По мнению Сигела, в «Жизели» Кулагина «демонстрировала энергию, скорость и мощь», не считаясь с «мягкостью и изяществом романтического стиля». Он упрекнул балерину в том, что для выражения чувств героини она пользуется балеринскими масками, а сцену сумасшествия играет как «последовательность физических упражнений». На Паслеса артистка произвела более сильное впечатление: «...высокая, гибкая, тонкая Елена Кулагина — холодноватая, быстрая, резкая Одетта; суровая, властная и в высшей степени злая Одиллия, ошеломлявшая каскадом фуэте».

Виталий Полещук, танцевавший в паре с Кулагиной «Лебединое» и «Жизель», показал себя хорошим партнером. По мнению Сигела, это предопределило успех «Жизели» с Полещуком и Кулагиной, которые «вместе производили большее впечатление, чем каждый в отдельности». О танце артиста он сообщает, что «броские» пассажи танцовщику удавались больше, чем «замысловатые». Драматическая же игра Полещука была равно невыразительной в обоих спектаклях.

Насчет кордебалета мнения разошлись:

«Даже когда хореографический текст достаточно прост (резкий жест вилис, которым они отвергают мольбы о пощаде) исполнение остается убедительным и стилистически точным», — Льюис Сигел.

«Кордебалет производил смену построений иногда неуклюже и небрежно. Учтем усталость артистов», — Крис Паслес. Кроме того, критик указывает на недостаток (или, быть может, свойство) пермской школы: «В танцах лебедей порт-де-бра были скорее жесткими. Во всяком случае, это отличало всех в целом аккуратных, хорошо выученных танцовщиц, занятых в лебединых сценах».

Театр выступал в сопровождении собственного оркестра, поразившего рецензентов чрезвычайно быстрыми темпами (дирижер Вадим Мюнстер).

По сообщению неофициального сайта Пермского театра оперы и балета (http://www.theatre.perm.ru ), с 24 ноября по 7 декабря балетная труппа посетит с гастролями Ирландию. В программе тура заявлен балет «Дон Кихот» Л.Минкуса. «Московский Музыкальный Вестник» будет следить за ходом этих выступлений и отзывами в прессе. 

Сергей Конаев

По материалам газеты «Лос-Анджелес Таймс» и неофициального сайта Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского.

 


Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.