|
Тоска по лучшему балету
Благотворительный
вечер в Фонд развития Большого театра, данный 30
сентября сего года, походил на все другие
балетные вечера в этом, как и любом другом
оперно-балетном театре России. В программе —
известный набор классических гран па и па-де-де,
хорошее (вариант: блистательное) исполнение
которых, в конечном итоге, должно привести
зрителя в приятное расположение духа.
В первом отделении был дан балет Леонида
Лавровского “Паганини” с Николаем Цискаридзе в
заглавной партии. Танцовщик постарался
произвести впечатление красотой линий,
гладкостью пируэтов и романтической
взволнованностью. Танцы остальных исполнителей
не стоят детальных упоминаний. Кому интересно,
что четверка солистов выполняла верхнюю
поддержку в стиле: “Раз, два, взяли! Понесли!”,
или, что, например, Елена Андриенко в партии Музы,
игнорируя Маэстро, танцевала отстранено
технично, хотя и с несвойственной для себя
мягкостью?
Второе отделение началось “за здравие”…
Дуэт Дмитрия Гуданова и Александры Горячевой в
“Празднике цветов из Чинзано” Г. Левенскольда
подкупал гармоничностью, юношеской свежестью,
ясностью и непринужденностью. Дмитрий
Белоголовцев серией атлетичных, мощных прыжков
явил во всем великолепии охотника Актеона из
па-де-де Дианы и Актеона (хореография Агрипины
Вагановой на музыку Ц. Пуни), а классически
прелестная Анна Антоничева равнодушно точно
проделала все па, которые ей полагалось
проделать в партии Дианы. Тут все и кончилось.
Дальше на сцену было стыдно поднять глаза.
Инна Петрова — Сильфида и Сергей Филин — Джеймс
не танцевали — отплясывали, приблизительно и
развязно, па-де-де из балета “Сильфида” Г.
Левенскольда. Томный и неодухотворенный Лебедь
Анастасии Волочковой из номера Михаила Фокина на
музыку К. Сен-Санса помер, не вызвав ничего, кроме
жалости к артистке. Чувство неловкости за
происходящее стало решительно невыносимым,
когда Галина Степаненко — Китри и Юрий Клевцов —
Базиль исполнили гран па из “Дон Кихота” Л.
Минкуса. Роскошных (на данный момент — чрезмерно)
форм балерина работала танец подвижно и
виртуозно, немало не смущаясь, что при таком
жесте (утонченном, гибком) и таких движениях
(увесистых, хотя и не грузных, спорых) ее
“прочтение” хореографии Горского-Петипа, —
пусть цельное, пусть умелое, эстетичным быть не
может; доблестный кавалер невозмутимо ловил
возлюбленную в поддержках и мужественно
возносил над сценой. Неудивительно, что на личное
самовыражение Клевцову не хватило сил.
В заключение были показаны “Тени” —
третий акт из балета “Баядерка” Л. Минкуса. Нина
Ананиашвили в партии тени Никии технично, шустро
и неумно “прочесала” хореографический текст
Петипа; тройка теней не сделала и этого;
кордебалет едва поднимал ноги. Разочарование
было бы полным, если б не “венценосный” премьер
Большого — Андрей Уваров. Красивый, безупречно
благородный танец Уварова в партии Солора
восхитил, прежде всего, высоким уровнем
исполнительской культуры. В Большом театре
редкой. Очевидно, для правильного развития
Большому в спешном порядке необходимо учреждать
еще один фонд — “Фонд развития исполнительской
культуры танцоров”. Но это так… Тоска по лучшему
балету.
Сергей Конаев
|