Назад

Главная страница

 


Камо грядеши...

Интерес к балету в любых формах привел меня на Новую Басманную улицу, где расположен Московский музыкальный театр пластических искусств. Балет «Libera me, Domine...» («Избави меня, Господи...») Аиды Черновой и Сергея Старухина по мотивам живописных полотен И. Босха на музыку «Реквиема» Вячеслава Артемова.

«Возможно ли очищение от совершенных грехов? И сколь тяжек крест этого очищения?», - спрашивают авторы. Характер вопросов заставляет вспомнить Бориса Эйфмана, признанного визионера отечественного балета, практикующего «замыслы с размахом». Эйфман отвечает на них прямо и без затей. Он ставит хит, захватывая зрителя масштабом композиций, чувственным напором, энергетикой танцовщиков. И «Реквием» Моцарта (тоже в своем роде хит) идеально ложится в его постановочную схему.

«Реквием» В. Артемова, вобравший опыт ХХ века в области атональной музыки, всем своим строем противится пластической интерпретации. Особенно игровой пантомиме, выдержанной в духе немого кино, которой хореографы проиллюстрировали положения сценарной основы («Грехопадение», «Страшный суд» и пр.). Вот Адам и Ева, отведавшие бутафорского яблока, в смущении отворачиваются друг от друга. Вот грешники, распластавшиеся на плашнете в сладострастной истоме. Вот они испытывают ужас — рот сведен, руки вытянуты... И кульминация, символ искупления рода человеческого: танцовщик поднимает танцовщицу как в банальном па-де-де. Еще есть свечи, громадная белая простыня, подсвеченная разными цветами — как же без них, если решаются судьбы вселенной? Артисты передают несложные пластические перипетии увлеченно, с отдачей, искупающей недостаток мастерства, и в целом все производит впечатление монастырского миракля, которому с трепетом внимает немногочисленная паства.

В программке направление театра признается уникальным. Цель — создать современное зрелище на сложной музыкальной основе, в котором серьезная идея будет выражена всеми доступными балетному театру средствами. Достойное стремление. Однако без резкого обновления техники движений, без радикального переосмысления пространства, без математически точного расчета композиции, без опыта балетной интерпретации атональной музыки двигаться в данном направлении нереально. Гораздо перспективнее для Московского музыкального театра пластических искусств было бы развивать игровое, драмбалетное, полуэстрадное начало, создавать пластические зарисовки на темы современной жизни. Во всяком случае, это непростая, но посильная задача.

Сергей Конаев
 


Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.