Назад

Главная страница

 


Не ровня

   В серьезных обзорах музыкального театра на "Золотой Маске"  упоминаний об оперетте практически нет. Ожидать появления отдельного обзора не приходится: на фестивале оперетта была представлена всего двумя спектаклями — "Веселая вдова" и Римская идиллия" "Московской оперетты". На "Маске" они оказались благодаря Елене Зайцевой и Лилии Амарфий, выдвинутых на соискание национальной премии в номинации "лучшая женская роль в музыкальном театре".
   Рассказав кратко об этих спектаклях — на мой взгляд, довольно любопытных — попытаюсь сформулировать основные проблемы, касающиеся положения театров оперетты на фестивале "Золотая Маска".
   Новая редакция классической оперетты Кальмана получилась живой, красочной, веселой. Этот певческо-балетный дивертисмент оказался хорош всем — от игривых, ярко-театральных декораций В.Арефьева до состава исполнителей: Валентин Иванов и Елена Зайцева в ролях графа Данило и Ганны Главари продемонстрировали артистизм, точность обращения с игровым реквизитом, умение носить костюм, выдержанность исполнения.
   Пристойно в спектакле смотрелась молодежь: К.Соколов в роли Никоша, С.Криницкая Валентины, жены барона, А.Косарев Камилла де Россильона. У Соколова есть все задатки, чтобы в скором времени выдвинуться в превосходного комика: благодарные внешние данные, пластичность, увлеченность процессом игры, живость реакции на каждую сценическую ситуацию, умение веселить без нажима или утрировки. Высокий, широкоплечий А. Косарев – солист оперы, работающий в театре по контракту, произвел благоприятное впечатление лирическо-трогательной манерой исполнения, и, в первую очередь, хорошим голосом.
   Недурно смотрелась музыкальная часть постановки: оркестр под управлением Э.Абусалимова играл вполне прилично, голоса звучали томно, нежно, но главное — чисто. И только хор, к большому огорчению, не смог подняться выше своего обычного уровня: выразительность отсутствовала, различить слова не представлялось возможным.
   "Веселая вдова" — классика оперетты, школа для артистов, экзамен, выдержать который почетно и сложно. На этот раз он был выдержан достойно.
   "Римская идиллия" — очередная не слишком удачная постановка "Московской оперетты" в жанре мюзикла. Вероятно, задумывался короткий воздушный спектакль, проносящийся перед глазами фейерверком разнообразных актерских проявлений, изящных и мимолетных, в целом поверхностных. Не получилось, причиной чему в равной мере неудачная режиссура и путанный, разбухший сценарий.
   На фоне безыскусных декораций В.Арефьева — два огромных экрана, сдвинутых под углом, на которые проецируются различные пятна и силуэты — немногочисленного “хора” и бледных партнеров блистает Лилия Амарфий, ради которой, видимо, спектакль поставлен, ради которой же — был выдвинут на “Золотую Маску”.
   Впрочем, нельзя сказать, что ее игра здесь как-то особенно неожиданна. На сцене Амарфий, действительно, много: она то изображает в лицах тетю Арабеллу, кузину Мариолину, мать, то отыгрывает телефонные звонки воображаемой Армиды, то представляет Марию на аукционе, Марию на стройке, Марию у постели больного Лоренцо. Она привычно обаятельна, резва, непосредственна… и утомительно однообразна — по крайней мере, в приемах исполнения.
   Из двух спектаклей “Московской оперетты”, “Веселая вдова” смотрелась намного лучше. Работа Лилии Амарфий в “Римской идиллии”, во всяком случае, открытием не стала, да это и не тот материал, на котором вообще возможно раскрытие новых граней ее замечательного дарования. Работа Елены Зайцевой смотрелась предпочтительней и, по крайней мере, заслуживала того, чтобы быть отмеченной — несмотря на видимую небезупречность сравнений между мюзиклом и классической опереттой.
   Так или иначе, премий оперетта не получила. Неудивительно, ибо даже в номинации "лучшая женская роль в музыкальном театре" ни Амарфий, ни Зайцева заведомо не могли составить конкуренции солистке "Геликон-оперы" Наталье Загоринской, исполнившей в "Кармен" Бизе заглавную роль. Хотя бы потому, что в "Кармен" — задачи иного порядка, более крупные, серьезные, занимательные. Опереточная певица должна быть сверхгениальна для того, чтобы отодвинуть любую артистку, выступившую в Кармен мало-мальски успешно — гений Бизе в том порукой. А Загоринская выступила действительно блистательно...
   Ничего нет болезненней для оперетты, чем сравнение с оперой. В России, в силу исторически сложившихся предубеждений, театрально-музыкальная элита опереттой пренебрегает: и партитуры-де опереточные "легче", и поют там плохо, а играют еще хуже. В конце концов: "Нельзя шутовство равнять с трагическим или драматическим искусством!". Никто не спорит — нельзя. Оперетта — жанр другой, имеющий свои корни, занимающий особое и отдельное место в искусстве. На "Золотой Маске" оперу и оперетту вновь уравняли… предрешив тем самым итог "борьбы".
   Вот если бы в "Геликоне" решили поставить "Веселую вдову" с Загоринской в роли Ганны Гловари, и, вместе с "Московской Опереттой", выдвинуть спектакль на "Золотую Маску", сказать, кому достанется премия, было бы намного сложнее. Пример —спектакль "Летучая мышь" И.Штрауса той же "Геликон-оперы": прекрасно спетый, по-оперному статичный, растянутый и не смешной. Не обладая искрометной легкостью, виртуозностью техники работы в жанре, он безнадежно уступает "Летучей мыши" "Московской оперетты", хотя эта постановка шедевром, мягко говоря, не является.
   Конечно, при распределении премий надо идти от жанра, его требований и условностей. В первую очередь от жанра. На "Золотой маске" это не удавалось, виной чему несовершенство Положения о премии. Отбор участников по номинациям "музыкальный театр" исходно некорректен, что точно не способствует конечной объективности оценок. Одна из самых важных проблем "Золотой Маски" — необходимость и невозможность учитывать тонкости и оттенки самых разных различий: оперетта — опера, классический балет — танец модерн, большой зал — малый зал, традиционный театр — новая театральная реальность etc. В драме они решались с помощью специальных призов. В куклах и музыкальном театре почти не решались.
   Теоретически возможны два выхода из сложившейся ситуации. Наиболее логичный — разделить номинации оперного театра на оперные, опереточные, может быть, мюзикла и даже эстрады. Другое дело, что разом усложнится организация фестиваля, растянутся сроки его проведения, потребуются дополнительные финансовые влияния…
   Второй путь — раз в два года проводить, скажем, на сцене "Московской Оперетты" фестиваль театров музыкальной комедии под эгидой "Золотой Маски". Жюри наполовину может состоять из театральных деятелей, работающих в области музыкальной комедии, наполовину из членов жюри "Золотой Маски". (Мне кажется, такая концепция вполне применима ко всей "Золотой Маске": каждые два года (в очередь с Чеховским) проводить несколько фестивалей — драматический, кукольный, музыкальный, объединив их идеей национальной премии).
   Повторимся — "проблема оперетты" на "Золотой Маске" (как все, из нее вытекающие) требует решения. И чем скорей оно будет принято, тем лучше.

Сергей Конаев



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.