Назад

Главная страница

 


Музыкант играл на скрипке…

   17 марта в Большом зале Московской консерватории, в рамках фестиваля, посвященного 90-летию со дня рождения известного советского педагога Юрия Янкелевича, прошел концерт Виктора Третьякова (скрипка). В концерте принял участие Государственный академический большой симфонический оркестр им. П.И.Чайковского п/у Ивана Шпиллера. Третьяков исполнил Концерт для скрипки с оркестром П.И.Чайковского, рапсодию М.Равеля "Цыганка", Поэму для скрипки с оркестром Э.Шоссона и Итродукцию и рондо-каприччиозо для скрипки с оркестром К.Сен-Санса.

   Это уже третье за последний месяц выступление Виктора Третьякова на московской сцене. Во время двух предыдущих концертов казалось, что скрипач не выкладывается полностью: то ли бережет силы, то ли просто, что называется, "не в настроении". Но в концерте 17 марта Маэстро сполна отдал все "долги" слушателям, выступив с ослепляющим блеском и продемонстрировав все свои самые лучшие качества.
   Третьяков обладает редким даром открывать совершенно новые грани в самых "заезженных" произведениях. Исполняя ту или иную музыку, скрипачу хватает таланта всякий раз смотреть на нее свежим, новым взглядом, не замутненным ни пресловутыми "традициями исполнения" (которыми обросли многие произведения скрипичного репертуара), ни собственными клише.
   Удивительно, но Третьяков практически никогда не повторяет своих музыкантских находок. С инструментальной точки зрения он действительно играет в стиле, который присущ только ему, и не упускает случая это подчеркнуть (кстати, инструментальный стиль Третьякова явно вобрал в себя все лучшие черты того, что принято называть "школой Янкелевича"). Однако в музыкальном плане его стиль - непрекращающийся ни на минуту поиск, постоянные и неизменно удачные попытки услышать все по-новому, которые, стоит заметить, чаще всего имеют успех у слушателей.
   Что не удивительно, поскольку во время своих выступлений Третьяков почти гипнотизирует зал. Его игра, часто ломая все представления об исполняемых произведениях, тут же предлагает и новый, исключительно убедительный вариант прочтения, который не может не подкупать своей свежестью, искренностью и шармом.
   Последнее выступление Третьякова явило собой воплощение всего самого лучшего, что этот музыкант может дать слушателю. Уже было отмечено, что он редко повторяется. Вот и в этот раз скрипичный Концерт Чайковского был исполнен совершенно по-новому. В этот раз Третьяков решил сделать его гораздо более сдержанным в эмоциональном плане, более собранным и более стремительным.
   Справедливости ради следует отметить, что время от времени Третьяков слишком далеко заходит в своих поисках, и в отдельных местах вкус ему все-таки изменяет. Это редко портит впечатление от произведения в целом, но часто оказывается неожиданным и неприятным сюрпризом. Но на последнем концерте Маэстро был просто безупречен. Правда, к сожалению, тонкость его фразировки в первой части была несколько непонятна оркестру, в связи с чем многие находки в скрипичной партии, хорошо слышные и крайне интересные для внимательного слушателя, в общем оказались смазанными из-за недостаточно чуткого аккомпанемента.
   Вторая часть Концерта была абсолютно свободна от излишних “переживаний”, которыми повадилось нагружать ее большинство исполнителей. Третьяков сыграл ее подчеркнуто просто, не сделав ни одного лишнего акцента и не разу не замедлив без крайней на то нужды (что также очень любят делать многие, стремясь подчеркнуть свою “музыкальность”). К тому же Третьякову на редкость хорошо удалось выстроить форму второй части, благодаря чему наступление финала Концерта готовилось исподволь, незаметно, и стало почти неожиданностью даже для тех, кому это произведение Чайковского давно и хорошо известно.
   В Финале Третьяков с удовольствием продемонстрировал свои технические возможности, которые к тому же выгодно оттенялись оркестром, плетущимся где-то за солистом. Только ансамблевое чутье солиста не давало БСО отдалиться от него дальше, чем на четверть, поскольку как музыканты оркестра, так и дирижер не выказывали особого беспокойства даже в самых опасных местах. Несколько раз Третьяков переходил с прыгающего на лежачий штрих только потому, что оркестр изо всех сил старался сбавить темп. Такая гибкость солиста достойна всяческих похвал, но все-таки остается непонятным, почему даже такой известный и почитаемый за один из лучших в Москве коллектив позволяет себе настолько небрежно относиться к аккомпанементу, тем более, что скрипичный Концерт Чайковского исполняется едва ли не чаще, чем любое другое произведение для скрипки с оркестром.
   Кстати говоря, многих неприятностей можно было бы избежать, не будь дирижер Иван Шпиллер столь безынициативным. Его жест оставался плавным и неторопливым даже в самые напряженные моменты исполнения. Казалось, что ему вообще не интересно происходящее на сцене. Во всяком случае, ни солист, ни оркестр практически ни разу не нашли поддержки у Шпиллера. Виктор Третьяков действительно способен повести за собой оркестр тогда, когда этого не может сделать дирижер. Но к несчастью БСО, вдобавок ко всем прочим свои достоинствам, еще и обладает отнюдь не покладистым характером, поэтому для того, чтобы все-таки заставить коллектив играть так, а не иначе, Третьякову приходилось напрягаться не на шутку, и не всегда это давало положительный результат. А дирижер оказался практически беспомощен, что не могло не раздражать.
   Второе отделение концерта началось с исполнения рапсодии для скрипки с оркестром “Цыганка”. Чудная инструментовка Равеля в этом произведении всегда говорит сама за себя, она сделана настолько хорошо, что практически не требует от оркестра каких-то особенных усилий. Однако в то же самое время скрипка Третьякова сверкала такими яркими красками, тембровое разнообразие его звука было настолько ошеломляющим, что оркестр выглядел на фоне солирующей скрипки на удивление бедно.
   “Поэму” Шоссона Третьяков исполнял на одном из двух недавних московских концертов, но в этот раз исполнение оставило несравнимо более яркое впечатление. Этот опус композитора достаточно труден с точки зрения формы и, кроме того, чтобы исполнить его по-настоящему хорошо, исполнителю требуется сочетать в себе очень много разных качеств. Технически трудные места в этой пьесе требуют также полноценного вызвучивания всех нот, здесь невозможно “замаскировать” ту или иную неудачу за быстрым темпом и большим количеством пассажей. Однако, в случае Третьякова все это лишь условно можно назвать “сложностями”. Перед ним, кажется, не стоит никаких сколько-нибудь серьезных технических проблем, поэтому слушатели смогли без помех получить удовольствие от замечательной музыки Шоссона.
   “Под занавес” Виктор Третьяков исполнил еще один “хит” скрипичного репертуара – Интродукцию и Рондо-каприччиозо Сен-Санса. Блестящая, яркая музыка нашла в этом скрипаче прекрасного интерпретатора. Третьяков доставил совершенно потрясающее наслаждение всему залу, заставляя прислушиваться к каждой ноте, ловить каждый звук. Тематизм этой музыки нельзя назвать разнообразным (что, конечно, не делает ее хуже), поэтому исполнитель наподобие Третьякова для нее – просто находка! Подкупает внимание, с которым Третьяков относится к каждой фразе. Его фантазия, благодаря которой ни одна из них не прозвучала одинаково, с одной стороны, и прекрасный вкус, не позволяющий скрипачу скатиться к банальному заигрыванию с публикой – с другой, сделали это исполнение Рондо-каприччиозо одним из лучших, которое когда-либо звучало в Большом зале.
   В целом хотелось бы еще раз отметить, что этот концерт стал чуть ли самым впечатляющим выступлением из всех, проведенных Виктором Третьяковым в Москве в последнее время. Скрипач в очередной раз доказал, что является одним из наиболее заметных музыкантов современности и чрезвычайно приятно, что именно в этот вечер Большой зал был заполнен слушателями до отказа. Во время таких концертов всегда хочется, чтобы как можно большее количество людей услышало то, что происходит на сцене. Музыканты такого уровня не слишком часто балуют Москву своими выступлениями, но Виктор Третьяков – приятное исключение. Остается надеяться, что впредь концерты этого скрипача будут проходить в Москве столь же часто, и будут так же успешны, как этот.

Борис Лифановский

boris@lifanovsky.com



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.