Назад

Главная страница

 

 
Исаак Стерн: последний из "старых мастеров"

14 сентября в Большом зале Московской консерватории прошел концерт, о котором впоследствии будут вспоминать как об одном из наиболее ярких и неординарных событий нынешнего сезона. В этот вечер, в рамках фестиваля классической музыки "Тебе, Москва, посвящается" (официальный пресс-агент - "Турне. Агентство музыкальной информации"), с сольным концертом выступил легендарный скрипач Исаак Стерн.

    Это не первый приезд великого музыканта в нашу страну. Исаак Стерн уже гастролировал в России в 1956 и в 1991 г.г. В музыкальном мире Стерн стоит в одном ряду с такими корифеями, как Яша Хейфец, Артур Рубинштейн, Давид Ойстрах, Святослав Рихтер… Собственно говоря, называя такие имена, даже нельзя сказать, что эти люди внесли вклад в музыкальную культуру, они и есть музыкальная культура, и этот тезис в полной мере можно отнести к Исааку Стерну.
    За свои 77 лет скрипач выступил бесчисленное количество раз; его записи концертов Брамса или Бетховена до сих пор остаются эталонными, а зал ао время его выступлений всегда полон. Когда Стерн вышел на сцену Большого зала консерватории, встал весь зал: еще не сыграв ни единой ноты, прославленный скрипач уже принимал цветы и овации.
    Скрипачу аккомпанировал Государственный академический симфонический - "светлановский" - оркестр под управлением чешского дирижера Иржи Белоглавека (в первом отделении концерта прозвучала 8-я А.Дворжака). Во второй половине концерта Стерн солировал в Третьем концерте Моцарта и в Первом концерте Бруха. Зал аплодировал ему стоя.
    В настоящее время ГАСО - один из лучших российских оркестров, за исключением, может быть, оркестра Санкт-Петербургской филармонии. И этим исполнением симфонии Дворжака оркестр в целом подтвердил свою репутацию. За вычетом достаточно редких промахов (больше всего их было почему-то у духовых), оркестр звучал вполне приятно. Среди струнных хотелось бы особенно выделить группу виолончелей: soli в первой части и в финале были просто великолепны. С другой стороны, скрипичное соло было сыграно далеко не так хорошо: концертмейстер оркестра явно не был к нему подготовлен в достаточной мере. Дирижер Иржи Белоглавек в трактовке этого произведения придерживался традиций, на сто процентов остался в рамках хорошего вкуса, и, в общем, не сделал ничего такого, о чем стоило бы долго говорить.
    Отличительной чертой Исаака Стерна всегда была удивительная способность проникнуть в замысел автора - чего не скажешь обо всех великих исполнителях. Также, в отличие от многих, его манера игры всегда будто тяготела даже не к "певучей", а к "разговорной" фразе: звучание скрипки становилось почти человеческой речью. Это было отчетливо слышно и на прошедшем концерте: во всех кантеленных эпизодах певучесть, как таковая, отсутствовала, но в то же время каждая фраза казалась прямо-таки "проговоренной".
    Нет никаких сомнений в том, что сейчас Стерн, возможно, лучше, чем когда-либо, способен понять музыку любого композитора и передать свое понимание слушателю. В то же время нельзя забывать и о том, что "возрасту мудрости" редко бывает свойственна идеальная физическая форма. С этой точки зрения вполне понятны некоторые технические огрехи, присутствовавшие при исполнении обоих концертов. Тем не менее, остался напор, осталась четкость и недвусмысленность фразировки, панорамность исполнения - все то, что делает Стерна тем, что он есть.
    Великий музыкант - и удивительно обаятельный человек - Исаак Стерн сейчас достиг тех высот, когда при всем желании уже невозможно ничего ни убавить, ни прибавить к тому его образу, который сложился у слушателей. А время, к сожалению, не знает снисхождения ни к кому.

Борис Лифановский ( boris@lifanovsky.com  )

 

Примечание: эта же статья в другой редакции была напечатана 18 сентября в газете "Русский телеграф"



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.