|
Исаак Стерн: последний
из "старых мастеров"
14 сентября в Большом зале Московской
консерватории прошел концерт, о котором
впоследствии будут вспоминать как об одном из
наиболее ярких и неординарных событий нынешнего
сезона. В этот вечер, в рамках фестиваля
классической музыки "Тебе, Москва,
посвящается" (официальный пресс-агент - "Турне. Агентство музыкальной
информации"), с сольным концертом выступил
легендарный скрипач Исаак Стерн.
Это не первый приезд
великого музыканта в нашу страну. Исаак Стерн уже
гастролировал в России в 1956 и в 1991 г.г. В
музыкальном мире Стерн стоит в одном ряду с
такими корифеями, как Яша Хейфец, Артур
Рубинштейн, Давид Ойстрах, Святослав Рихтер…
Собственно говоря, называя такие имена, даже
нельзя сказать, что эти люди внесли вклад в
музыкальную культуру, они и есть музыкальная
культура, и этот тезис в полной мере можно
отнести к Исааку Стерну.
За свои 77 лет скрипач выступил
бесчисленное количество раз; его записи
концертов Брамса или Бетховена до сих пор
остаются эталонными, а зал ао время его
выступлений всегда полон. Когда Стерн вышел на
сцену Большого зала консерватории, встал весь
зал: еще не сыграв ни единой ноты, прославленный
скрипач уже принимал цветы и овации.
Скрипачу аккомпанировал
Государственный академический симфонический -
"светлановский" - оркестр под управлением
чешского дирижера Иржи Белоглавека (в первом
отделении концерта прозвучала 8-я А.Дворжака). Во
второй половине концерта Стерн солировал в
Третьем концерте Моцарта и в Первом концерте
Бруха. Зал аплодировал ему стоя.
В настоящее время ГАСО - один из лучших
российских оркестров, за исключением, может быть,
оркестра Санкт-Петербургской филармонии. И этим
исполнением симфонии Дворжака оркестр в целом
подтвердил свою репутацию. За вычетом достаточно
редких промахов (больше всего их было почему-то у
духовых), оркестр звучал вполне приятно. Среди
струнных хотелось бы особенно выделить группу
виолончелей: soli в первой части и в финале были
просто великолепны. С другой стороны, скрипичное
соло было сыграно далеко не так хорошо:
концертмейстер оркестра явно не был к нему
подготовлен в достаточной мере. Дирижер Иржи
Белоглавек в трактовке этого произведения
придерживался традиций, на сто процентов остался
в рамках хорошего вкуса, и, в общем, не сделал
ничего такого, о чем стоило бы долго говорить.
Отличительной чертой Исаака Стерна
всегда была удивительная способность проникнуть
в замысел автора - чего не скажешь обо всех
великих исполнителях. Также, в отличие от многих,
его манера игры всегда будто тяготела даже не к
"певучей", а к "разговорной" фразе:
звучание скрипки становилось почти человеческой
речью. Это было отчетливо слышно и на прошедшем
концерте: во всех кантеленных эпизодах
певучесть, как таковая, отсутствовала, но в то же
время каждая фраза казалась прямо-таки
"проговоренной".
Нет никаких сомнений в том, что сейчас
Стерн, возможно, лучше, чем когда-либо, способен
понять музыку любого композитора и передать свое
понимание слушателю. В то же время нельзя
забывать и о том, что "возрасту мудрости"
редко бывает свойственна идеальная физическая
форма. С этой точки зрения вполне понятны
некоторые технические огрехи, присутствовавшие
при исполнении обоих концертов. Тем не менее,
остался напор, осталась четкость и
недвусмысленность фразировки, панорамность
исполнения - все то, что делает Стерна тем, что он
есть.
Великий музыкант - и удивительно
обаятельный человек - Исаак Стерн сейчас достиг
тех высот, когда при всем желании уже невозможно
ничего ни убавить, ни прибавить к тому его образу,
который сложился у слушателей. А время, к
сожалению, не знает снисхождения ни к кому.
Борис Лифановский ( boris@lifanovsky.com
)
Примечание: эта же статья в другой
редакции была напечатана 18 сентября в газете "Русский телеграф"
|