Назад

Главная страница

 


Честный разговор с Бахом.

    Концерт Владимира Фельцмана в очередной раз оказался значительной удачей в нашей концертной жизни. Если в свое время его выступления носили черты сенсационности, как памятное появление на сцене после долгого недопущения играть в больших залах, ставшее одновременно его прощанием перед отъездом в Америку, а вскоре затем в качестве именитого гастролера, то на этот раз своеобразная сенсационность выразилась в редкостном по нынешним временам единстве и понимании публики. При всей ее малочисленности в масштабах Большого зала консерватории, овации прозвучали вполне внушительно.

Рафинированность событию придавала сугубо специальная программа, целиком посвященная музыке Баха, а именно прелюдиям и фугам 1-го тома «Хорошо темперированного клавира». С фундаментальным подходом к Баху еще со времен Глена Гульда стало принято связывать определенную интригу в области идей и пианистических приемов, так что теперь люди, приходящие слушать Баха, заранее настроены на принципиально новое исполнительское решение. Хотя Фельцман уже играл в Москве «Гольдберг-вариации», обращение к «Хорошо темперированному клавиру» предполагает полную определенность музыканта на той шахматной доске, которая уставлена величественными фигурами интерпретаторов этой музыки, у каждого из которых сугубо свой определенный ответ вопрос о том, «как надо играть Баха».   

   Фельцман на этот почему-то неизбежный вопрос подготовил неоспоримый ответ, сказав своим концертом, что Баха надо играть только так, как сам его чувствуешь. Пианист русской школы, преимущественно романтической, воспитанный в стремлении выразить неизбывные порывы чувств, сроднившись с нюансами касания клавиш, педали и красок «Стейнвея», он и в Бахе не стремиться изобретать что-то внешне иное. Но погрузившись в эту музыку со всем опытом зрелой личности, он без иллюзий ищет в ней себя и открывает публике свой проникнутый человеческим достоинством внутренний мир. Это исполнение, если и не обнаруживает озарений и глобального масштаба мироощущения, то показывает, что величие избранного пути может рождаться в длительном честном труде. Игра Фельцмана не экзальтирована и не суха, она богата светлыми эмоциями и легким созерцанием. Эта игра не механистична: как настоящий мастер, он исчерпывающе честно раскрывает музыкальную фактуру. Он не опускается до подчеркнутого эффекта кульминаций во взрывах или остановках времени в раздумьях, предпочитая монотонно-императивную непрерывность своего разговора.

   Бах у Фельцмана —разговор, если и не с Богом, то и не с залом, а скорее с самой музыкой и с мудрецом, ее сочинителем.  Так идет самоценный процесс выстраивания утонченного, но, по сути, вполне житейского мировоззрения, в результате которого ему удается достичь определенного позитивного итога, а залу не ранее чем в самом конце вкусить от плода вдумчивого и честного мастерства. 

Михаил Жирмунский

 


Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.