Назад

Главная страница

 

 
Концерт Российского Национального оркестра в БЗК 7 февраля 1998 г.

    7 февраля в Большом зале Московской консерватории прошел очередной абонементный концерт Российского национального оркестра (художественный руководитель и главный дирижер – Михаил Плетнев). В этот вечер оркестром руководил Саулюс Сондецкис, под управлением которого прозвучали довольно редко исполняемые в Москве произведения: “Хафнер”-симфония и Реквием В.А.Моцарта. В исполнении Реквиема также приняли участие Московский государственный камерный хор (художественный руководитель – Владимир Минин) и приглашенные солисты: Лолита Семенина (сопрано), Надежда Сердюк (меццо сопрано), Марат Гореев (тенор) и Сергей Байков (бас).
    РНО, давно зачисленный большинством музыкальных критиков в “высшую лигу” российских симфонических коллективов, прошедшим концертом еще раз доказал оправданность подобных отзывов. Во всяком случае с точки зрения технологического качества оркестр заслуживает всяческих похвал. Безалаберность и равнодушие, давно переставшие удивлять в игре многих других российских оркестров, совершенно несвойственны РНО. Почти все в этот вечер было сыграно предельно аккуратно и точно, и практически не слышно было неудач, причиной которых стал оркестр.
    Маэстро Сондецкис как всегда был на высоте. Возможно, этого дирижера можно упрекнуть в не совсем четком и понятном жесте, однако, что касается музыкальной стороны дела, все было очень благополучно.
    В исполнении “Хаффнер”-симфонии порадовала точность и внятность нюансировки. В исполнении присутствовали все градации музыкальных оттенков от “пианиссимо” до “фортиссимо”, причем в определении “текущего” нюанса ошибиться было невозможно. Это придало исполнению особый лоск. Способностью настолько точно регулировать уровень звука могут сегодня похвастаться не многие российские коллективы, точно также как немногие дирижеры могут похвастаться способностью добиться от оркестра такой точности.
    Кроме этого, струнная группа совершенно поразила воображение слушателей виртуозным исполнением всех встречавшихся на пути пассажей.
    К сожалению, за “спецэффектами” несколько потерялась сама музыка Моцарта, в связи с чем ко всем достоинствам исполнения было бы неплохо прибавить еще и какую-то “одушевленность”.
    Еще одним минусом стала чрезмерная жесткость звукоизвлечения (в частности этим страдали первые скрипки) – как в симфонии, так и в Реквиеме. В свете общей четкости, даже чеканности трактовки, было бы еще лучше, если бы лирические места отличались большей мягкостью и проникновенностью. Более того, это было бы даже логично, так как работало бы все на те же контрастность и “выпуклость” исполнения, которых дирижер и оркестр, видимо, и добивались.
    Вполне достойно выступив в первом отделении концерта, оркестр несколько отодвинулся на второй план во втором, уступив место хору и солистам.
    В Реквиеме хор прозвучал очень убедительно, прекрасно справившись с этим произведением. Среди солистов наилучшее впечатление произвела обладательница красивого меццо-сопрано Надежда Сердюк, которая исполнила свою партию практически без потерь. Сопрано Лолита Семенина, наоборот, выглядела наименее убедительно. Оставив в стороне чисто музыкальную часть и положа руку на сердце – фальшивых (в прямом смысле) нот было слишком много для того, чтобы счесть их случайными. Тенор Марат Гореев и бас Сергей Байков не запомнились ничем.
    В целом, исполнение и симфонии, и Реквиема можно охарактеризовать, как “очень профессиональное”. Что само по себе хорошо, так как профессионализм в наше время вещь дефицитная. Вместе с тем видится, что для исполнения такого произведения, как Реквием Моцарта одного профессионализма мало и необходимо еще что-то, что сделает исполнение событием, а исполнителя – интерпретатором. С другой стороны, нельзя не учитывать то, что на описываемом концерте предполагалась совершенно иная программа, в то время как Реквием Моцарта требует весьма тщательной репетиционной работы.
    Может быть, прошедший концерт и нельзя включить в число наиболее удачных выступлений РНО. Однако хорошо то, что даже в условиях цейтнота коллектив играет на достаточно высоком уровне, прекрасно иллюстрируя высказывание: “Профессионализм – это стабильность результата”.

Борис Лифановский ( boris@lifanovsky.com )



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.