|
На графских развалинах
«Пиковая
дама» в Мариинском
В последние годы к Мариинке вернулась
былая слава, и потому от ее гастролей
ожидаешь чего-то невероятного. Возможно,
именно поэтому "Пиковая дама" стала
таким разочарованием.
Под силовым управлением Гергиева оркестр
Мариинского театра (в высоком
профессионализме которого никто не
сомневается) зачастую звучит напряженно
и негибко, и, хотя в его игре есть
удивительно красивые моменты, в целом
слушать его неинтересно, и остается лишь
догадываться о том, как хороша может
быть музыка Чайковского - яркая,
глубокая, драматичная, трагическая.
Оркестр звучит устало, и это
неудивительно: почти каждый вечер
спектакли, днем - репетиции новой
постановки.
Впрочем, опера - не симфонический концерт,
так что оставим оркестр в покое и
обратимся к солистам. Увы, в первом
составе по-настоящему хорош лишь тенор
Владимир Галузин (Герман); он - подлинный
"поющий актер", который вокально и
драматически проживает трагедию своего
героя, раздираемого двумя страстями -
любовью к Лизе и любовью к деньгам и в
конце сходящего с ума. Спектакль
держался только на нем одном. Лиза (сопрано
Татьяна Бородина) выглядит довольно
бледно; ее Лиза - всего лишь несчастная
скромная девушка, и невозможно поверить,
будто она способна пожертвовать
благополучным замужеством с богатым
человеком ради неопределенности и
мгновения любви.
У Полины (Марианна Тарасова) красивое
меццо-сопрано, и Елецкий баритона
Василия Герело весьма впечатляет, но все
равно, недостаток подлинной драмы, ясно
присутствующей в музыке Чайковского, -
главная проблема нынешней постановки. В
обоих составах хороши Прилепа (Ольга
Трифонова и Екатерина Соловьева),
Чекалинский и Чаплицкий (тенор Леонид
Любавин, певший в «Фальстафе» НИО);
единственным, кто достойно пел во втором
составе, был баритон Виктор Черноморцев
(Томский), который живет в Израиле и
работает в Мариинском. Однако они не
делают погоды.
Как театральное представление
постановка оставляет желать много
лучшего. Режиссура (Александр Галибин),
за исключением двух-трех моментов,
практически отсутствует, а когда она
есть, то выглядит как правило
беспомощной. Игра старомодна: певец
выходит на середину сцены, отставляет
ногу, протягивает руку, поет свою арию и
уходит. О сценическом движении говорить
не приходится - оно не имеет ничего
общего с музыкой, актеры и хор просто
толпятся на сцене. Минималистические
декорации (Александр Орлов) с
распахивающимися дверьми и
развевающимися занавесами, которые
разъезжают взад-вперед через сцену,
вместе с резким освещением (Глеб
Фильштинский) не имеют никакого
отношения ни к музыке Чайковского, ни к
Петербургу - акварельному, серому,
холодному, высокомерному городу, одному
из немногих мест на земле, где могут
происходить столь странные истории -
недаром Пушкин поместил ее действие
именно в «Град Петра». Интересны и
необычны маскарадные костюмы - у
художницы Ирины Чередниковой,
несомненно, хороший вкус.
К Новой израильской опере мы зачастую
относимся без должного почтения, и
совершенно напрасно - в НИО были
отличные постановки, как традиционные,
так и современные, а что касается
оркестра Ришон ле-Циона, «домашнего»
оркестра оперы, то с хорошим дирижером
он звучит превосходно. Два года назад
Франко Дзеффирелли привозил свою
абсолютно традиционную постановку «Богемы».
Не выдумывая никаких трюков,
Дзеффирелли просто очень внимательно
прочитал партитуру и перевел ее в зримый
язык музыкального театра. Он увидел, как
Родольфо прикрывает окно, как
начинается, перестает и снова идет снег,
как приподнимается на смертном ложе
несчастная Мими; он почувствовал, как от
картины к картине меняется свет; а в
Рождественскую ночь вывел на сцену
полтысячи человек, живую лошадь и живого
ослика - все это жило, дышало и, главное,
было осмысленным и цельным.
А разве не в создании единого целого, где
сливаются музыка, движение, свет и цвет,
и заключается постановка оперного
спектакля?
Впрочем, есть в «Пиковой даме» сцена -
радость для всех чувств: пастораль «Искренность
пастушки», стилизованная под картины
Ватто и исполненная с безупречным
изяществом - в Мариинском театре
действительно умеют танцевать.
(Тель-Авивский
центр сценических искусств, 13, 20 декабря)
Максим
Рейдер
mcreider@bigfoot.com
|