Назад

Главная страница

 


Альфредо Краус

Лас Пальмас, 24 ноября 1927 – Мадрид, 10 сентября 1999. Конечно, этот некролог выйдет по времени с ужасающим опозданием – но, здесь не в счёт оперативное время по случаю кончины очередного вождя, или, что (увы!) куда чаще нынче – очередного заказного убийства. Десятого сентября, на 71-ом году жизни, в Мадриде скончался Альфредо Краус – возможно, самый благородный и утончённый артист среди теноров нашего века. Вокруг него, на сцене и в жизни, никогда не возникало животных страстей; этакой «теноромании»; он никогда не покупался на сулящий немалые прибыли стиль жизни «в самолёте», когда артист, оглушённый перелётом и сменой часовых поясов, спешит на сцену за деньгами и успехом, плохо соображая, где он, и что за оперу предстоит петь... Невозможно было бы найти его имя в колонках слухов «жёлтой прессы» – и, в отличие от втянутых в коммерческие коллизии «трёх теноров», имя Крауса вряд ли было известно рядовому прохожему. Артист, избегавший в своих работах «примочек» и штампов, нацеленных на дешёвый успех, будучи персоной «широко известной в узких кругах», никогда не был масс-медийным идолом. Человек прекрасного ума, одарённый великолепным лирическим тенором, он всегда оставался « певцом для знатоков». Он прекрасно знал, как использовать свои вокальные данные в своём амплуа, и как важно избегать ролей, которые могут вызвать переутомление и износ голоса – и именно этим, скорее всего, объясняется удивительная продолжительность его певческой карьеры. За то время, что Краус пел на сцене, многие тенора пришли – …и ушли безвозвратно. До тех пор, пока рак поджелудочной железы не унёс из жизни этого артиста, казалось – Краус будет петь вечно. Альфредо был непревзойдённым графом Альмавива; великолепным, нежно-виртуозным Оттавио в «Дон Джованни»; ласково-стремительным Эрнесто в «Любовном напитке»; он был великолепен и незаменим для многих меломанов в «Фаусте», «Дочери полка», «Лючии де Ламмермур», «Травиате» или «Манон». Краус выступал с Марией Калласс, с Джоан Сазерленд; он пел в Ла Скала и Метрополитен… Для тех, кому посчастливилось встречаться с Альфредо Краусом в реальной жизни, он никогда не оставит в воспоминаниях хоть какого-то противоречия с многочисленными воплощениями своих сценических героев: всегда подтянутый, ведущий себя в исключительно джентльменском стиле, он был исполнен того благородства и безупречных манер, которые сегодня с трудом увидишь у отпрысков королевских родов… Всю свою жизнь Альфредо Краус верно служил искусству оперы – и, хочется надеяться, что он проживёт ещё немалую жизнь в сердцах верных поклонников оперного жанра. 

Кирилл Веселаго
Veselago@psynet.net
 

 


Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.