|
Вариации на тему
15 декабря в Большом
зале Московской консерватории прошел концерт
Российского национального оркестра п/у Михаила
Плетнева, посвященный 80-летнему юбилею
российского писателя и общественного деятеля
Александра Солженицына. В качестве солиста с
оркестром выступил легендарный виолончелист
Мстислав Ростропович, дирижировал финский
маэстро Пааво Берглунд. Исполнялись Грустный
вальс и Симфония №2 Я.Сибелиуса, виолончельный
концерт К.Сен-Санса и "Вариации на тему
рококо" П.Чайковского.
Обсуждать этот концерт,
как общественно-значимое событие вряд ли стоит. В
этом качестве он освещался и обсуждался крайне
широко, поэтому сейчас практически невозможно
сказать по этому поводу что-то новое. Кажется,
будет интереснее посмотреть на концерт 15
декабря, как на событие именно в музыкальной
жизни. С этой точки зрения нас ждет несколько
открытий.
Но начать хочется не с них, а с простой
констатации факта: "плетневцы" в очередной
раз продемонстрировали московским слушателям,
как на самом деле должен звучать симфонический
оркестр. Нельзя отрицать, что во многом этому
способствовал маэстро Берглунд, и все же факт
остается фактом: РНО был и остается одним из
самых высококлассных российских коллективов,
уступая, вероятно, только оркестру
Санкт-Петербургской филармонии. К сожалению, чем
ближе к концу концерта, тем неряшливее
становилась игра оркестра. Впрочем, здесь
видится вина не столько РНО, сколько солиста.
Полноценный сольный концерт
Ростроповича-виолончелиста - от этого Москва
отвыкла давно. Поэтому неудивительно, что
Большой зал в этот день был, мягко говоря,
переполнен. Разумеется, партер был до отказа
забит разного рода знаменитостями, в амфитеатрах
же теснилось большое количество меломанов,
пришедших послушать игру "первой виолончели
мира", "главного виолончелиста планеты" и
т.д. и т.п. Справедливости ради следует отметить,
что, судя по бурной реакции зала на игру
Ростроповича, он произвел на слушателей самое
благоприятное впечатление. А может быть, не
хлопать и не кричать "браво!" кому-то
показалось неудобным…
Так или иначе, все нижеследующее
представляет собой лишь субъективное мнение
автора, и никак не претендует на что-то большее.
Прежде всего, следует отметить прекрасную
техническую форму, в которой находится
Ростропович в настоящее время. Действительно,
можно было услышать массу "подозрительного"
в его игре, но характер срывов говорил скорее о
недостаточном количестве занятий
непосредственно перед концертом, чем о каких-то
принципиальных технических проблемах. (Кстати, с
концерта велась прямая трансляция, и говорят, что
в "телевизионном" варианте Ростропович
показался еще более благополучным с
технологической точки зрения.)
Правда, вспоминая премьерное исполнение
Ростроповичем виолончельного Концерта №2
Альфреда Шнитке в Большом зале консерватории в
1994 году, следует отметить, что тогда звучание
виолончели показалось куда как более богатым в
тембровом отношении.
В последние годы имя Мстислава
Ростроповича больше на слуху, как имя активного
общественного деятеля, бывшего когда-то
музыкантом, чем как имя просто музыканта. Ни к
чему говорить о том, хорошо это или плохо: говоря
по совести, в свое время Ростропович сделал для
Музыки (именно так, с большой буквы) столь много,
что сейчас элементарно имеет право заниматься
тем, чем ему хочется. Однако, есть подозрение, что
тем, кто восхищается им, как великим музыкантом,
было не слишком приятно находится в зале в
описываемый вечер.
Во время исполнения Концерта Сен-Санса
показалось, что солисту не очень-то интересно
исполняемое произведение. Многие считают, что
музыкальная эмоциональность Ростроповича даже в
лучшие его годы являлась не столько искренним
порывом, сколько холодным, тщательно выверенным,
до миллиметров рассчитанным "гипнозом"
слушателей. Можно сколько угодно спорить на эту
тему, суть от этого не поменяется: очень не многие
умели и умеют так "гипнотизировать". Но в
этот вечер чуда не вышло: Солист был холодным, как
лед, и даже поразительно бережное отношение к
нему оркестра не смогло "вытащить"
Ростроповича из такого состояния.
Это исполнение нельзя было назвать
плохим. Не являлось оно и безвкусицей. Напротив, у
Ростроповича до сих пор следует поучиться
корректности обращения с авторским текстом,
тщательности построения фраз и красоте
выстраивания формы произведения в целом. Больше
того, если бы на его месте был кто-то другой,
возможно, этот концерт мог бы обернуться
триумфом! Но на сцене-то была "первая
виолончель мира"…
"Вариации на тему рококо" были
сыграны чуть более тепло, но все же недостаточно
для того, чтобы заставить сердца слушателей
замереть. В свое время зал буквально плакал,
когда Ростропович исполнял шестую вариацию. В
этот раз виолончелист если чего и добился, то
лишь сдержанного вздоха. Видимо, почувствовав
это, оркестр грянул коду, даже не дождавшись, пока
растает в зале отзвук последнего флажолета…
Стоит вспомнить, что если Давиду Ойстраху
принадлежит честь создания эталонного
исполнения многих скрипичных произведений
(хрестоматийный пример - скрипичный Концерт
Чайковского), то Мстислав Ростропович создал
такие же эталоны в виолончельной литературе.
Концерты А.Дворжака, К.Сен-Санса… А одна из
вершин в творчестве Ростроповича, конечно,
"Вариации на тему рококо" П.Чайковского.
Фактически, трактовка Ростроповичем этого
произведения настолько хороша и настолько
известна любому, кто берется его играть, что
вольно или невольно исполнитель начинает либо
подражать великому виолончелисту, либо с ним
полемизировать - так или иначе, вариант
Ростроповича является отправной точкой. И тем
грустнее и неожиданнее было видеть, что
Ростропович и сам находится под влиянием
созданных им клише.
Во вступлении к этому материалу
Ростропович не зря назван "легендарным". По
сути дела, он действительно легенда музыкальной
истории XX века, точно такая же, как, скажем, Яша
Хейфец или Давид Ойстрах. Мы привыкли думать о
нем, как о великом виолончелисте. И нам бы очень
хотелось продолжать верить в то, что он мало того,
что великий виолончелист, но еще и великий
музыкант.
Вероятно, многие после этого концерта
многие предпочтут констатировать закат
музыкальной карьеры Мстислава Ростроповича.
Впрочем, вероятно, это будет даже лишним:
практически все уже высказались в этом смысле
после его сольного концерта в Москве 15 сентября
(тогда Ростропович исполнял Концерт для
виолончели с оркестром А.Дворжака и "Дон
Кихот" Р.Штрауса). При этом никто не забыл
поздравить виолончелиста с предыдущими
заслугами и пожелать спокойной старости.
Лично мне кажется, что слухи о гибели
Ростроповича-музыканта не то, чтобы
преувеличены, а несколько преждевременны. Надо
сознаться, что концерты виолончелиста в сентябре
и декабре действительно не принадлежат к
вершинам его творческого пути. С другой стороны,
музыканту рангом пониже публика иногда готова
простить целые серии неудачных концертов. В
случае же с Ростроповичем любой, даже самый
небольшой, промах малва моментально превращает в
трагедию.
Радостно, что инструментализм
Ростроповича никуда не делся. Что же касается
музыкальной стороны дела - не случайно даже самые
злые критики не могут обойти молчанием то, что
Ростропович не просто выдающийся, но уникальный
музыкант. Сопоставив эти два факта, становится
ясно, что неудачных концертов может быть два, три
- сколько угодно. И у кого угодно. Но только
ростроповичи способны продемонстрировать
слушателям что-то совершенно новое, что заставит
их сердца трепетать.
Так что на месте особо злобствующих я бы
промолчал. Это еще не конец…
Борис Лифановский
boris@lifanovsky.com
|