|
Надежда
Грачева (балерина)
Репертуар Надежды Грачевой
разнообразен: Сильфида, Жизель, Никия («Баядерка»),
Аспиччия («Дочь фараона»), Китри («Дон
Кихот»), Аврора («Спящая красавица»),
Джульетта («Ромео и Джульетта»), Мехменэ
Бану («Легенда о любви»). Диапазон
возможностей — четко очерчен. Природные
качества Грачевой — темперамент, воля,
выдержка, вдумчивость. Грациозность,
изысканность, свобода — выработаны.
Спонтанность реакций, наивность,
кокетливость, игривость, чувство юмора
— отсутствуют.
Танец Грачевой до мелочей
продуман и в мелочах принципиален.
Балерина длит позу на пальцах, не
смазывает туры, четко фиксируя позицию,
идеально выдерживает расстояния, углы,
паузы, переходы, тщательно выгибает
корпус. Точно представляет
геометрическую и пластическую
структуру вариации. Руки Грачевой не
просто дают верный импульс движению, но
рисуют в оттенках состояние души,
открывая содержательность эпизодов,
решенных элементарными, невиртуозными
средствами. Ее
танец создан напряжением воли,
стремящейся осмыслить хореографию и
внешне закрепить смысл.
Взлет Надежды Грачевой
пришелся на время упадка «большого
стиля», как он выразился в творчестве
Юрия Григоровича, сменившегося
разностильем. Она принадлежит той эпохе.
Энергично, умело осваивая другие
эстетики, ни с одной до конца не
сживается. В ее исполнении —
внимательном, тщательном — воздушные
замки «Сильфиды» неизбежно утяжеляются,
в «Ромео и Джульетте» Лавровского
акцент с коллизий переносится на
собственно танец. Поле ее выражения —
симфонический танец, передающий
драматизм положений — как в «Легенде
любви» или «Баядерке» или же
хореография как таковая во всем
великолепии технической сложности —
как в «Дочери фараона».
В
этих балетах она создает свои лучшие
роли.
|