Надежда Грачева (балерина)

Репертуар Надежды Грачевой разнообразен: Сильфида, Жизель, Никия («Баядерка»), Аспиччия («Дочь фараона»), Китри («Дон Кихот»), Аврора («Спящая красавица»), Джульетта («Ромео и Джульетта»), Мехменэ Бану («Легенда о любви»). Диапазон возможностей — четко очерчен. Природные качества Грачевой — темперамент, воля, выдержка, вдумчивость. Грациозность, изысканность, свобода — выработаны. Спонтанность реакций, наивность, кокетливость, игривость, чувство юмора — отсутствуют. 

Танец Грачевой до мелочей продуман и в мелочах принципиален. Балерина длит позу на пальцах, не смазывает туры, четко фиксируя позицию, идеально выдерживает расстояния, углы, паузы, переходы, тщательно выгибает корпус. Точно представляет геометрическую и пластическую структуру вариации. Руки Грачевой не просто дают верный импульс движению, но рисуют в оттенках состояние души, открывая содержательность эпизодов, решенных элементарными, невиртуозными средствами. Ее танец создан напряжением воли, стремящейся осмыслить хореографию и внешне закрепить смысл.

Взлет Надежды Грачевой пришелся на время упадка «большого стиля», как он выразился в творчестве Юрия Григоровича, сменившегося разностильем. Она принадлежит той эпохе. Энергично, умело осваивая другие эстетики, ни с одной до конца не сживается. В ее исполнении — внимательном, тщательном — воздушные замки «Сильфиды» неизбежно утяжеляются, в «Ромео и Джульетте» Лавровского акцент с коллизий переносится на собственно танец. Поле ее выражения — симфонический танец, передающий драматизм положений — как в «Легенде любви» или «Баядерке» или же хореография как таковая во всем великолепии технической сложности — как в «Дочери фараона». 

В этих балетах она создает свои лучшие роли.

 


Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.