Назад

Главная страница

  

Выпуск №9


С 20 декабря по 14 января в Москве проходит 35-ый фестиваль искусств "Русская зима". В нынешнем году он особенный: московская филармония привлекла лучшие артистические силы, организовала оригинальные программы, раздвинула временные рамки праздника, который продолжается теперь почти целый месяц. В фестивале принимают участие музыканты мировой известности: пианист Николай Петров, скрипач Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, дирижер Михаил Плетнев, органист Гарри Гродберг. В концертах симфонических коллективов - мировая классика. Среди участников - любимые слушателями камерные коллективы: российский "Вивальди-оркестр", камерный ансамбль "Академия старинной музыки", квартет имени Бородина, знаменитый народный ансамбль "Терем-теремок", исполняющий классику .


В Институте оперы и поэзии в Вероне решено провести два Пушкинских фестиваля под эгидой генерального директора ЮНЕСКО Федерико Майора. Фестивали пройдут в виде конкурсов. Один - как соревнование исполнителей партий из "Пиковой дамы"", знаменитой оперы Петра Чайковского, созданной на основе драмы Пушкина. Его победители будут определяться по четырем номинациям: лучшее сопрано, контральто, драматический тенор и лирический баритон. Второй конкурс будет поэтическим. Участникам предлагается перевести стихотворение Пушкина "Пророк" на языки стран ЮНЕСКО. Количество языков этой организации - 186. Конкурсы завершатся в июне юбилейного года, а их победители станут известны в Пушкинские дни .


21 декабря в Малом зале Московской консерватории состоялся концерт, посвященный 100-летию со дня рождения известного советского композитора Льва Книппера. Были исполнены камерные и оркестровые произведения композитора. В концерте приняли участие "Московское трио", Квартет им. Шостаковича, Валерий Попов (фагот), Кирилл Родин (виолончель), Рафаэль Багдасарян (кларнет), а также камерный оркестр Московской государственной консерватории п/у Геннадия Черкасова. После концерта состоялся банкет. В зале и на банкете, среди прочих, были замечены профессор МГК и музыковед Татьяна Гайдамович, музыковед и телеведущий Святослав Бэлза, дирижер Валерий Полянский, композиторы Тихон Хренников и Карэн Хачатурян, кларнетист Владимир Соколов, экс-альтист Квартета им. Бородина Дмитрий Шебалин.


Между "Дафной" и Стравинским: путешествие туда и обратно.

Похоже, музыкально-сценические постановки произведений, редко исполняемых, давно забытых или вовсе не звучавших в России, становятся доброй традицией среди молодых московских музыкантов. 29 октября в Рахманиновском зале консерватории состоялась еще одна "студенческая" премьера - "Сказка о солдате и черте" (L'Histoire du Soldat) И.Стравинского. Режиссер и руководитель постановки - Николай Толоконников, студент 4-го курса консерватории, теперь уже по двум специальностям - теории и симфонического дирижирования. В "консерваторских кругах" он известен как автор перевода на русский язык либретто первой флорентийской оперы - "Дафны" Якопо Пери (1597) - опубликованного в первом номере журнала "Старинная музыка", его будущая дипломная работа посвящена поэту Оттавио Ринуччини , первому оперному либбретисту. Однако на сцене он дирижировал музыкой совершенно другого стиля, другой эпохи...
   По словам Толоконникова, идея постановки заинтересовала его возможностью выразить себя сразу в нескольких ипостасях (он принимал участие также и в создании текста). Ему повезло: для музыканта-теоретика, мечтающего о собственной постановке музыкального спектакля, это - подарок судьбы. Главное в сценической постановке, по мнению теперь уже состоявшегося режиссера - это не текст, а контекст произведения. Необходимо было проникнуться не буквой, но духом игры "по-стравински", его лубочной, импровизационной природой. В "Сказке" нет вокальных партий; вся интрига разворачивается в разговорных интермедиях, которые в спектакле играют непрофессиональные актеры, и их несомненный успех у публики - во многом заслуга постановщика. (Николай сказал мне, что все они отчасти играют самих себя; но ведь правильное распределение ролей свидетельствует именно о режиссерском видении человеческих характеров).
   Музыкальный ансамбль - полноправное действующее лицо спектакля, комментирующий все происходящее на сцене, подобно хору в античном театре. Для большинства музыкантов участие в этом проекте тоже стало театральным дебютом, и они справились со своей ролью ансамбля солистов как нельзя лучше. Душой спектакля, его мозговым и эмоциональным центром, связующим воедино три драматургические линии - рассказчика, актеров и музыкального ансамбля - стал дирижер Николай Толоконников. В работе над партитурой, весьма непростой в стилевом отношении, неоценимую помощь Николаю оказал дирижер Анатолий Левин. Благо у него есть опыт подобной работы: в репертуаре Камерного музыкального театра п/р Б.Покровского - его постановка представления с пением и музыкой "Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана" Стравинского. Так что дебют Толоконникова-дирижера также можно считать состоявшимся.
   Николай Толоконников - это тот универсальный музыкант, "играющий музыковед", который так близок эстетике барокко. Время "узкой специализации" миновало, и будущее музыкального искусства именно за такими разносторонне одаренными личностями, музыкантами-практиками.
   В планах Николая постановка оперы "Дафна". По его словам, это не всеядность интересов, граничащая с безразличием. Его захватывает возможность "примерить на себя" разные стили, эпохи, создать свою аутентичную версию произведения, независимо от времени его создания. Главное - чтобы зазвучала живая музыка, и она найдет путь и к сердцу, и к уму - она найдет своего слушателя.

Юлия Пушкина
piano@cityline.ru


Провансальские трубадуры в заснеженной Москве.

   25 декабря в Музее музыкальной культуры им. М.И.Глинки состоялся уже ставший доброй традицией рождественский концерт - вечер памяти Евгения Аргышева, стоявшего у истоков аутентичного исполнительства в России. В первом отделении выступил ансамбль "Мадригал" (худ. руководитель Лидия Давыдова), солистом которого Аргышев был на протяжении двадцати лет. В исполнении ансамбля прозвучала музыка России и Западной Европы XVI-XVII вв.: знаменное и строчное пение, партесные концерты, пьесы Перселла, Дж.Булла Лассо, А.Банкьери. .
   Во втором отделении ансамбли Коллегии старинной музыки МГК "Musica humana" п/р Марии Батовой и консорт блокфлейт " Flauti dolci" представили на суд зрителей премьеру, как и в прошлом году (тогда прозвучала опера Э. де' Кавальери "Представление о душе и теле"). В новую программу "В герцогстве Нормандском" вошли песни французских менестрелей XV века из рукописного сборника Байе в аранжировке М.Батовой, а также инструментальная музыка той эпохи. В программе нет сквозной сюжетной линии, но благодаря артистизму участников каждая песня стала как бы мини-спектаклем, то полным искрометного юмора и веселья, то затаенной грусти и печали ("Чу! Вот рогач из рогачей", "Увы, моя дама", "Влюблена в меня жена", "По возвращении моем из Прованса"). Комментарий к программе, в котором использованы фрагменты книги М.Сапонова "Менестрели", также не без юмора был "представлен" ведущей Татьяной Бондаренко (этакая "филармоническая дива", зачитывающая по бумажке нечто наукообразное, вырванное из контекста), которая и сама в конце вдруг запела "откомментированную" песню: "Шли девицы из Монфора... и нашли на дороге дохлую кобылу". Живая, полная игры и импровизации атмосфера царила на сцене, к явному удовольствию зрителей. На прощание все участники исполнили шансон Жоскена де Пре "Adieu mes amours", в которой сплелись воедино и грусть расставания, и бурное веселье, и скрытая ирония ("Прощайте, мои возлюбленные... денег нет, прощайте до весны"). Ну как тут не думать о новой встрече?!

Юлия Пушкина
piano@cityline.ru


В выпуске использована информация газеты “Культура”, государственной радиовещательной компании "Голос России"




Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.