Назад

Главная страница

 

  
София Губайдулина: "Живу так, как надо"

 Эта встреча произошла минувшей зимой. София Губайдулина, одна из крупнейших композиторов современности, на несколько дней приехала в Израиль: в Иерусалиме впервые исполнялся ее "Оферториум". Губайдулина - человек невероятно занятой, и причина, по которой она выкроила время, чтобы побывать на очередной премьере своего опуса, одна: Израиль для нее, женщины глубоко верующей - Святая Земля.

Журналист газеты "Гаарец" Ноам Бен-Зеэв брал у Губайдулиной интервью, а ваш корреспондент был приглашен переводить. Так что интервью, по сути, принадлежит Бен-Зеэву. Впрочем, он, поняв самое суть мировоззрения композитора, по форме сделал из беседы совсем другую статью, чем ту, что сейчас предлается вам.

В сгущавшихся сумерках мы сидели в "Белой галерее" - тельавивском кафе напротив "Габимы". С первого мгновения стало ясно, что мы имеем дело с незаурядной личностью, человеком редких душевных качеств, "подвижницей", как когда-то говорили - воздействие ее ауры ощутил на себе и энергичный малый - фотограф, в беседе не участвовавший и к академической музыке, скорей всего, отношения не имевший.

София Губайдулина родилась в Чистополе Татарской АССР в 1931 году. Она занималась фортепьяно и композицией в Казанской консерватории, затем училась в Москве, где и жила до 1992 года, а потом перебралась в Германию.

Губайдулина исследовала редкие русские, кавказские и азиатские народные и ритуальные инструменты; подобно некоторым своим коллегам (таким, как Шнитке и Денисов), она быстро восприняла и персонифицировала современную западную технику письма. Ей присуща глубокая вера в мистическое предназначение музыки.

Все это не могло вызвать симпатий советского музыкального истеблишмента, но зато Губайдулина нашла верных друзей и приверженцев среди исполнителей.

Международная слава пришла к ней в начале 80-х, благодаря "Оферториуму" - концерту для скрипки с оркестром, посвященному Гидону Кремеру. В 1985-м ей впервые было дозволено выехать на Запад, и она немедленно заняла в мире современной музыки место, достойное ее дарования. С тех пор Губайдулина постоянно получает заказы от ведущих оркестров, ансамблей и фестивалей, она награждена престижными международными премиями, ее опусы регулярно выходят на дисках. Среди ее последних сочинений - альтовый концерт, с невероятным успехом исполняющийся во всем мире, "Два пути" ("Марта и Мария") для двух альтов и другие опусы, как, например, "Гимн солнцу" для виолончели и хора - дар Мстиславу Ростроповичу к его 70-летию.

Губайдулина рассказывает, что с годами стиль ее музыки не менялся, и перелома, подобного тому, что пережили некоторые ее коллеги, она не испытывала. Ее путь - путь постоянного развития.

- Менялись интересы: порой акцент был на тембровой стороне музыкального языка, порой - на формальной, но основная эстетика оставалась прежней. Недавно Райнер де Лев в Амстердаме исполнил мою "Ночь в Мемфисе" - сочинение 1968 года, в основе которого лежит древнеегипетская лирика, и я, сидя в зале, поняла, что все мои новые произведения идут оттуда.

Она говорит, никогда не задумывалась над тем, каково ее место в русской культуре: ее усилия всегда были направлены на создание универсального языка. Быть может, причина в том, что у нее нет "чистой крови": ее отец - татарин, мать - русская, и это - ее естество.

- Я всегда считала - то, что я получила от природы, отнять у меня нельзя. А привнести я должна вот что: предельно широко передать знание о мире.

Исследователи находят в творчестве Софии Губайдулиной как славянские, так и ориентальные мотивы, хотя сама она к этому никогда не стремилась.

- Для меня самым важным в жизни было - сказать правду. Абсолютную правду о том, что происходит внутри человека. Что дано от Бога, то и есть.

Ее всегда окружали друзья - музыканты; она рассказывает, каким счастьем для нее было встретить замечательных исполнителей - в России и на Западе, говорит о том, что с переездом на Запад связи с коллегами сохранились.

- Наш круг остается крепким. Предельная симпатия, готовность поддержать, ринуться на помощь - явление особое, и я им очень дорожу. Такая дружба возникает нечасто: в сегодняшнем мире слишком развита конкуренция.

К этому кругу примкнули и западные музыканты:

- Не могу забыть встречу с Луиджи Нонно, теперь уже покойным - изумительный человек. Гениальный композитор, чистая душа... Я ощутила, что мы принадлежим к одному братству.

Семь лет назад София Губайдулина переехала в Германию. Почему именно туда? Ее связывает давняя дружба с издательством Сикорского в Гамбурге, и сотрудники издательства заботятся о ней и ее близком друге композиторе Викторе Суслине, который живет по соседству, помогая разрешать всяческие проблемы, в том числе - бытовые.

- Я могу жить и в Москве - у меня есть квартира, но условия в Германии лучше: там я живу в деревне, в близости к природе, и это имеет для меня решающее значение.

Она выросла в Казани, в городе с миллионным населением, затем жила в Москве; все это - городская жизнь, городская культура, городской тип общения.

- Сейчас я живу в Аппене, это городок под Гамбургом, но чтобы попасть к нам, нужно еще проехать через лес и через поле. Там всего две улицы, и, по-моему, это - деревня, - с воодушевлением говорит она.

Помолчав, она добавляет:

- Я всегда тосковала по связи с деревом. И вот теперь, в конце жизни, я живу так, как надо.

- И в музыкальном отношении - тоже?

- Да, - твердо говорит она.

 

(Рекомендуем посетить сайт: http://www.schirmer.com/composers/gubaidulina_bio.html  

Максим Рейдер
mcreider@bigfoot.com



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.