|
София
Губайдулина: "Живу так, как надо"
Эта
встреча произошла минувшей зимой. София
Губайдулина, одна из крупнейших
композиторов современности, на
несколько дней приехала в Израиль: в
Иерусалиме впервые исполнялся ее "Оферториум".
Губайдулина - человек невероятно
занятой, и причина, по которой она
выкроила время, чтобы побывать на
очередной премьере своего опуса, одна:
Израиль для нее, женщины глубоко
верующей - Святая Земля.
Журналист
газеты "Гаарец" Ноам Бен-Зеэв брал у
Губайдулиной интервью, а ваш
корреспондент был приглашен переводить.
Так что интервью, по сути, принадлежит
Бен-Зеэву. Впрочем, он, поняв самое суть
мировоззрения композитора, по форме
сделал из беседы совсем другую статью,
чем ту, что сейчас предлается вам.
В
сгущавшихся сумерках мы сидели в "Белой
галерее" - тельавивском кафе напротив
"Габимы". С первого мгновения стало
ясно, что мы имеем дело с незаурядной
личностью, человеком редких душевных
качеств, "подвижницей", как когда-то
говорили - воздействие ее ауры ощутил на
себе и энергичный малый - фотограф, в
беседе не участвовавший и к
академической музыке, скорей всего,
отношения не имевший.
София
Губайдулина родилась в Чистополе
Татарской АССР в 1931 году. Она занималась
фортепьяно и композицией в Казанской
консерватории, затем училась в Москве,
где и жила до 1992 года, а потом
перебралась в Германию.
Губайдулина
исследовала редкие русские, кавказские
и азиатские народные и ритуальные
инструменты; подобно некоторым своим
коллегам (таким, как Шнитке и Денисов),
она быстро восприняла и
персонифицировала современную западную
технику письма. Ей присуща глубокая вера
в мистическое предназначение музыки.
Все
это не могло вызвать симпатий
советского музыкального истеблишмента,
но зато Губайдулина нашла верных друзей
и приверженцев среди исполнителей.
Международная
слава пришла к ней в начале 80-х,
благодаря "Оферториуму" - концерту
для скрипки с оркестром, посвященному
Гидону Кремеру. В 1985-м ей впервые было
дозволено выехать на Запад, и она
немедленно заняла в мире современной
музыки место, достойное ее дарования. С
тех пор Губайдулина постоянно получает
заказы от ведущих оркестров, ансамблей и
фестивалей, она награждена престижными
международными премиями, ее опусы
регулярно выходят на дисках. Среди ее
последних сочинений - альтовый концерт,
с невероятным успехом исполняющийся во
всем мире, "Два пути" ("Марта и
Мария") для двух альтов и другие опусы,
как, например, "Гимн солнцу" для
виолончели и хора - дар Мстиславу
Ростроповичу к его 70-летию.
Губайдулина
рассказывает, что с годами стиль ее
музыки не менялся, и перелома, подобного
тому, что пережили некоторые ее коллеги,
она не испытывала. Ее путь - путь
постоянного развития.
-
Менялись интересы: порой акцент был на
тембровой стороне музыкального языка,
порой - на формальной, но основная
эстетика оставалась прежней. Недавно
Райнер де Лев в Амстердаме исполнил мою
"Ночь в Мемфисе" - сочинение 1968 года,
в основе которого лежит
древнеегипетская лирика, и я, сидя в зале,
поняла, что все мои новые произведения
идут оттуда.
Она
говорит, никогда не задумывалась над тем,
каково ее место в русской культуре: ее
усилия всегда были направлены на
создание универсального языка. Быть
может, причина в том, что у нее нет "чистой
крови": ее отец - татарин, мать -
русская, и это - ее естество.
-
Я всегда считала - то, что я получила от
природы, отнять у меня нельзя. А
привнести я должна вот что: предельно
широко передать знание о мире.
Исследователи
находят в творчестве Софии Губайдулиной
как славянские, так и ориентальные
мотивы, хотя сама она к этому никогда не
стремилась.
-
Для меня самым важным в жизни было -
сказать правду. Абсолютную правду о том,
что происходит внутри человека. Что дано
от Бога, то и есть.
Ее
всегда окружали друзья - музыканты; она
рассказывает, каким счастьем для нее
было встретить замечательных
исполнителей - в России и на Западе,
говорит о том, что с переездом на Запад
связи с коллегами сохранились.
-
Наш круг остается крепким. Предельная
симпатия, готовность поддержать,
ринуться на помощь - явление особое, и я
им очень дорожу. Такая дружба возникает
нечасто: в сегодняшнем мире слишком
развита конкуренция.
К
этому кругу примкнули и западные
музыканты:
-
Не могу забыть встречу с Луиджи Нонно,
теперь уже покойным - изумительный
человек. Гениальный композитор, чистая
душа... Я ощутила, что мы принадлежим к
одному братству.
Семь
лет назад София Губайдулина переехала в
Германию. Почему именно туда? Ее
связывает давняя дружба с издательством
Сикорского в Гамбурге, и сотрудники
издательства заботятся о ней и ее
близком друге композиторе Викторе
Суслине, который живет по соседству,
помогая разрешать всяческие проблемы, в
том числе - бытовые.
-
Я могу жить и в Москве - у меня есть
квартира, но условия в Германии лучше:
там я живу в деревне, в близости к
природе, и это имеет для меня решающее
значение.
Она
выросла в Казани, в городе с миллионным
населением, затем жила в Москве; все это -
городская жизнь, городская культура,
городской тип общения.
-
Сейчас я живу в Аппене, это городок под
Гамбургом, но чтобы попасть к нам, нужно
еще проехать через лес и через поле. Там
всего две улицы, и, по-моему, это - деревня,
- с воодушевлением говорит она.
Помолчав,
она добавляет:
-
Я всегда тосковала по связи с деревом. И
вот теперь, в конце жизни, я живу так, как
надо.
-
И в музыкальном отношении - тоже?
-
Да, - твердо говорит она.
(Рекомендуем
посетить сайт: http://www.schirmer.com/composers/gubaidulina_bio.html)
Максим
Рейдер
mcreider@bigfoot.com
|