Назад

Главная страница

 

  Юрий Башмет: «Взять на себя ношу»

  Уловить Юрия Башмета нелегко: как говорит он сам, его жизнь - уже давно одна большая гастрольная поездка. Телефонное интервью, назначенное на полночь по московскому времени - вероятно, после концерта - было отменено: рано утром на следующий день альтист улетал в Италию; в Италии были проблемы со связью, потом он был занят, и вот, наконец:

- Вы уже в десятый раз звоните, мне неловко откладывать разговор. Поехали!

Башмет со своим ансамблем находится на острове Эльба. 

- Главное - не путать с островом Святой Елены, где все закончилось катастрофой, - усмехается он. - А с Эльбы Наполеон вышел императором, и горожане подарили ему театр. Он так и называется "Театр Наполеона". Маленький, совсем игрушечный, сохранилась и императорская ложа. Долгие годы он пустовал, потом лет тридцать ремонтировался и вот наконец три года назад открылся - нашим фестивалем.

Башмет замечает, что сегодня в мире действует множество фестивалей. Но этот, по его словам - "очень симпатичный". Организует его Башмет на пару со своим давним другом - Георгием Эйдельманом, "человеком прекрасно образованным"; Эйдельман взял на себя обязанности президента, Башмет - художественного руководителя. Фестиваль на острове Эльба необычен своими программами: тут сделана попытка сблизить жанры, и даже написано несколько произведений, где классика соединена с джазом, а есть и чисто джазовые концерты. Но подобные вечера составляют лишь пятую часть фестивальных программ - преобладает классика в чистом виде.

Среди исполнителей - артисты с устоявшейся репутацией, такие, как Гидон Кремер, Виктор Третьяков, Наталия Гутман, выступают итальянские и французские музыканты. Приглашены и молодые исполнители.

- За три года у нас выработался базовый состав музыкантов, которые играют соло и в разных камерных составах. Участвуют и члены моего ансамбля "Солисты Москвы", и Кремлевский хор.

Башмет с удовлетворением сообщает, что на открытие фестиваля приехали послы России в Италии и в Ватикане, и была съемочная бригада итальянского телеканала RAI-3.

Фестиваль открылся "Реквиемом" Моцарта, и одна из причин тому - недавняя смерть человека, бравшего на себя финансовое обеспечение фестиваля - Труссарди.

- Это большая трагедия для всех нас, не говоря уже о том, что теперь у нас - серьезные трудности. Но трудности - не главное. Главное - общение: сегодня все разбрелись по разным уголкам земного шара, и фестиваль - возможность встретиться.

Наш разговор обращается к фестивалю на Красном море. Башмет говорит, что всегда приезжает в Израиль с удовольствием - тут теплая публика.

- Правда, начал я выступать в Израиле довольно поздно - то ли меня не знали, то ли не было подходящих менеджеров. Но это - в прошлом. Я стараюсь выступать в Израиле регулярно и инициатива, как правило, исходит от меня. Тут строятся новые залы и много выходцев из России, а культура - единственный мост, который никогда и ни при каких обстоятельствах не разрушается и способствует тому, чтобы связи между странами не прерывались. Тем более связь с Израилем, который очень близок нам, живущим в России.

Свой альтовый концерт София Губайдулина посвятила Башмету. Его премьера состоялась в апреле 1997 года в Чикаго (дирижировал Кент Нагано) и через неделю - в Бостоне (п/у Хайтинка).

- Важно, что его заказал Чикагский оркестр - концерт сразу попал в элитарное положение. Нагано - настоящий дирижер. С тех пор началось триумфальное шествие концерта по миру - его потрясающе принимали в Барселоне, да и в Петербурге мы с Гергиевым играли его на фестивале "Белые ночи".

- Расскажите о концерте.

- Тут есть несколько аспектов. Замечательно, что возникают произведения, написанные с полным пиететом к альту - я имею в виду не яркие виртуозные вещи, а те, где этому интструменту поручается передать самое суть опуса. Впрочем, новизны в этом нет, подобные вещи писали и до Губайдулиной - например, концертная симфония для альта и скрипки Моцарта. Важнее другое. Губайдулина - выдающееся дарование, она очень оригинальна в своем стиле письма, ее язык неподражаем. Самое же главное: это - мощное и яркое музыкальное достижение. Концерт глубоко психологический, в сплошной мистике, с точки зрения исполнительской техники весьма непростой. Может быть, там еще не все разгадано. Но, несмотря на такой сложный язык, он абсолютно ясный, понятно все, что там происходит, нет никакой мути, а есть какие-то вековые ощущения. И потому в моем репертуаре он сразу занял место в первой пятерке.

Башмет добавляет:

- Я очень горжусь тем, что он посвящен мне. Еще давно, в Москве Соня говорила, что хочет написать для меня произведение. Я долго ждал, но не мучил ее - не звонил, не упрашивал, - и, наконец, дождался.

- Губайдулина побывала в Израиле года полтора назад. Она произвела на нас впечатление святой - знаете, в средневековом смысле этого слова, - композиция для нее - служение и жертва...

- Ее я знаю меньше, чем Шнитке, с которым встречался постоянно. Но и на меня она производит впечатление человека фанатично преданного музыке, у которого абсолютно свой путь. И мне кажется, что она очень дорожит своей цельностью. Вы говорили о святости - она принадлежит к тому типу людей, которые в себе эту святость воспитывают.

- После смерти Рихтера Вы возглавили фестиваль "Декабрьские вечера". Это, наверное, нелегко?

- Главное то, что я не пришел на фестиваль со стороны, а был там всегда и принадлежал к близкому окружению мэтра, вместе с Олегом Каганом и Наташей Гутман. И Нина Львовна Дорлиак, вдова Рихтера - теперь уже и ее нет - вместе с директором музея предложили мне стать художественным руководителем "Вечеров". Возможно, кто-то был этим недоволен - когда уходит такая крупная личность, отношения между людьми меняются. Но приглашение исходило от самого близкого Рихтеру человека.

- Как чувствует себя человек, которому предложили занять место Рихтера?

- Ответственность невероятная, это - самый престижный в России фестиваль. Я долго мучался и думал, но потом понял, что если откажусь, то будет плохо, понимаете? И решил очень просто: если я хочу, чтобы фестиваль жил, а через него - память о Рихтере, я должен взять эту ношу на себя. 

Максим Рейдер
mcreider@bigfoot.com



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.