|
Бо
Сковус
На прошлой неделе в Тель-Авиве состоялся
дебют молодого датского баритона Бо Сковуса (36),
которого принято считать одним из ведущих
вокалистов наших дней. Его музыкальная карьера
невероятна - и в то же время - традиционна. Он - из
тех, про кого говорят: "Наутро он проснулся
знаменитым".
В интервью, которое Сковус накануне гстролей
дал по телефону из Вены, певец рассказывает: "Я
родился в маленьком городке с населением десять
тысяч человек; мои родители живут там по сей
день". Семья его - немузыкальная, и он считает,
что в этом отношении ему повезло: "Нелегко,
когда над детьми тяготеет слава великих
родителей".
Подростком он подумывал о том, чтобы стать
врачом, "но вы знаете, я был таким лентяем, а
студенты-медики должны учить латынь, все знают,
что это - тяжелый труд. Мне повезло - я встретил
замечательного учителя, который сказал, что у
меня - хороший голос. И я решил, что проще стать
певцом, чем доктором". Однако самым трудным
было убедить родителей: "В нашем городке ты
можешь заявить, что хочешь стать певцом, а можешь
- что хочешь стать космонавтом, это совершенно
одно и то же". Так что его отец с надеждой
сказал: "Послушай, а не пойти ли тебе работать в
банк? Там ведь дают пенсию".
Чтобы сделать приятное родителям, Сковус
начал изучать в университете музыковедение, но
"это было так скучно, что через год я бросил
учебу". Одновременно он брал частные уроки
вокала. Он поступил в консерваторию - сперва в
городе Орусе, затем продолжил занятия в
Королевской Академии в Копенгагене.
А затем - это произошло в 1988 году - он
получил приглашение, которое перевернуло его
жизнь. Певица, знавшая Сковуса по мастер-классам,
которые она проводила в Дании, представила его
директору Венской "Фольксопер" - нужно было
срочно заменить заболевшего исполнителя
заглавной роли в моцартовском "Дон Жуане".
- Я подумал - если я провалюсь сейчас, то смогу со
спокойной душой позабыть о карьере вокалиста, и
займусь, наконец, медициной, - рассказывает
Сковус.
На следующий день после премьеры
критики писали, что такого Дон Жуана в Вене не
слышали уже много лет.
- То есть вы, как говорится, "проснулись
знаменитым".
- Да, что-то вроде того. Как-то все это выглядело
довольно странно.
Речь Сковуса течет легко, он не манерничает, не
строит из себя "важную птицу" - и это притом,
что сегодня лучшие оперные сцены мира, включая
"Метрополитен", лежат у его ног и график его
выступлений плотно расписан на три года вперед.
Он также имеет эксклюзивный контракт с фирмой
"Сони" и выпустил немало дисков - в наши дни,
когда бизнес звукозаписи переживает спад.
Репертуар Сковуса невероятно
разнообразен - он поет в операх и в опереттах,
дает сольные концерты и солирует в "Военном
реквиеме" Бриттена.
Но он переключается с жанра на жанр безо
всякого труда:
- Все это - музыка. Правда, когда возникает
некоторая проблема, когда певец, составивший
себе имя в опере, решает петь реситали. Почему-то
принято считать, что оперному певцу это не по
силам. Но я считаю, что просто нужно иметь голос.
- Ощущаете ли вы себя также и актером?
- Как вам сказать... В опере я играю, хотя
специальной актерской подготовки не получил. Но
сегодня в опере действительно играть: мы должны
привлечь в залы молодую аудиторию, иначе когда
сегодняшняя отойдет в иной мир, оперные театры
опустеют. А для этого нужно что-то делать, в конце
концов - музыке минимум двести лет, и в эпоху
телевидения и видео нельзя просто стоять на
сцене и петь.
- Таким образом, у вас нет никаких проблем с
суперсовременными постановками.
- Лично у меня - нет. Я вообще считаю, что все, что
именуется искусством, должно быть, как сейчас
говорят, провокативным, иначе это - не искусство.
Другое дело, что в Вене это не просто.
- Вас считают одним из лучших исполнителей
"лидер" - художественной песни.
- Ох...
- Так написано в пресс-релизе. Ощущаете ли вы
себя новым интерпретатором жанра, или следуете
традиции?
- Конечно, я стараюсь исполнять "лидер"
по-своему, но все мы находимся под влиянием
Фишера-Дискау. Он творил чудеса. Однако проблема
с этими песнями на мой взгляд состоит в том, что
жанр утратил естественность. Я пытаюсь создать
непосредственный контакт с каждым, сидящим в
зале. Поймите: на сцене возле рояля стоит человек
и поет - и ничего не происходит. Дело в том, что с
изобретением телевидения люди постепенно теряют
умение слушать.
Еще 60 лет назад люди слушали радио,
сегодня такого нет.
- Вы хотите сказать - люди больше не умеют
концентрировать внимание на одном предмете,
например, придти в музей и рассматривать
одну-единственную картину?
- Да. И важно подчеркнуть еще один очень важный
для меня момент: эти песни написаны на
замечательные стихотворения, то есть сначала
возник текст, и лишь потом - музыка.
- Есть ли у вас какие-либо предпочтения -
композитор, эпоха, жанр?
- Да, я люблю Шуберта, я люблю... Нет, Шуберта я
люблю больше всех. Но я стараюсь исполнять музыку
композиторов, которых считают "новыми" -
Шенберга, Альбана Берга. Что и говорить - по сей
день есть люди, для которых Малер - новый
композитор. Я не могу этого понять. Я также пою
Пуленка - его вокальные произведения исполняют
сегодня немногие.
- В Израиле вы поете Шесть ранних песен Малера
в обработке Лучано Берио. Чем особенны эти
обработки?
- О них мало кто знает, и если вы их услышите, вы
скажете: "Нет, это точно не Малер". В
некотором смысле это - очень типичный для Берио
опус, потому что он, - певец задумывается - потому
что порой он очень, очень странный. Оркестровка в
целом старомодная, но все время есть какой-нибудь
маленький инструмент, который пытается делать
нечто абсолютно отличное ото всех остальных. Но
оркестровка, повторяю, превосходная.
Максим Рейдер
mcreider@bigfoot.com
"Вести", Тель-Авив
|