Назад

Главная страница

 


Пнина Зальцман

Pnina.jpg (25164 bytes)   В последний день декабря минувшего года в тель-авивской Консерватории состоялась торжественная церемония. Пнине Зальцман, "первой леди израильского пианизма", была вручена премия имени пианиста Франка Пелега с формулировкой - "за дело жизни".

Пнина Зальцман родилась в Палестине в семье выходцев из России; концертировать она начала в шестилетнем возрасте и через два года была приглашена правительством Франции учиться в Париже - ей была назначена специальная стипендия барона Ротшильда и французского правительства. Свои занятия она начала в "Эколь Нормаль де мюзик"; среди ее учителей были Альфред Корто (фортепиано), Надя Буланже (история музыки), Пабло Казальс (камерная музыка), Игорь Стравинский (композиция). Одновременно с этим она много концертировала во Франции, Польше, Палестине. С 1935 по 1937 год занималась с Артуром Рубинштейном (Шопен), Вандой Ландовской (Бах), Лазаром Леви (Моцарт), Артуром Шнабелем (Бетховен). В 1938 году она с Первой премией в области фортепиано закончила Парижскую консерваторию, за этим последовало блестящее европейское турне с Кельнским филармоническим оркестром. Бронислав Губерман, услышавший игру 16-летней пианистки, немедленно написал восторженное письмо профессору Кестенбергу, возглавлявшему в ту пору Израильский филармонический оркестр, и по возвращении в Палестину Пнина Зальцман была немедленно приглашена выступать с оркестром. Она много выступала в стране в дни Второй мировой войны, выезжала на гастроли в Ливан и Египет, провела чрезвычайно удачное турне по Южной Африке, Родезии, Мозамбику, на следующий год последовали гастроли в Новой Зеландии и Австралии. С тех пор она на протяжении многих лет гастролирует по всем пяти континентам, играет с лучшими оркестрами мира под управлением ведущих дирижеров; в 1963-м она стала первой израильской пианисткой, приглашенной в Советский Союз.

Пнина Зальцман много преподает; из-за почти непрерывных гастролей она не смогла принять предложение стать постоянным преподавателем Тель-Авивской консерватории, однако на протяжении всех этих лет она занимается педагогической деятельностью как в Израиле, так и за рубежом. Наконец, она читала лекции, вела радиопрограммы, писала статьи.

... Пробежав глазами список достижений и заслуг Пнины Зальцман, читатель может подумать, что речь идет о "живом памятнике". Ничуть не бывало. Остроумие, яркость и резкость суждений Пнины Зальцман общеизвестны.

***

Тихая улица в сердце Тель-Авива, возле сквера, неподалеку от оперы. Стены просторной затененной гостиной почти сплошь завешаны картинами; много книжных полок. Цветы, вазы, старая мебель. Пнина сидит за небольшим рабочим столиком темного дерева, на столике - книги, бумаги, лампа на бронзовой ножке - оранжевый шар из матового стекла.

- Что такое - получить премию "за дело жизни"?

- Приятно, что не забывают, - просто говорит она. - Все те, кто видели, как я начинала, уже умерли. Я ведь была вундеркиндом.

- Кого вы имеете в виду?

- Бен-Гурион, Хана Ровина, вся "Габима", все журналисты, - она хрипловато смеется, мол, "все мы смертны, все проходит", - короче, "маленький Тель-Авив". Их никого нет. Но приятно, что тебя все-таки помнят.

- Наверное, мир классической музыки за эти годы стал другим...

- Да, очень изменился. Сегодня мне уже почти не с кем говорить о музыке. Так, с учениками, еще с несколькими людьми. На поэзию в игре, например, почти не обращают внимания. Звук сегодня тоже не важен. Важна точность.

Подумав, она добавляет, что это "падение" началось лет тридцать назад, и причина - в неимоверном количестве музыкальных конкурсов:

- Пианисты начинают играть в конкурсной манере, а не в индивидуальной. На конкурсах зачастую побеждают посредственности, они-то как раз могут выстоять до конца, и они - безопасны.

Однако главным злом она считает звукозаписи:

- Раньше тебя записывали один раз, и все, исправить ничего было нельзя. Но сегодня во главу угла поставлен перфекционизм: из-за бешеной конкуренции невозможно выпустить диск с ошибками. И это переводит музыку на другие рельсы.
   Конечно, и в наши дни есть пианисты, не ставшие "играющими машинами", однако в большинстве своем они - "узкие специалисты":

- Например, Раду Лупу играет Шуберта божественно. Он, впрочем, и очень точен. Но если говорить о пианистах-виртуозах типа Горовица и Рубинштейна, то самая величайшая для меня - Марта Аргерих.

- Что вы думаете об Иво Погореличе?

- Мне очень нравится то, что он делает с инструментом, - он исследовал его вдоль и поперек и извлекает из него поразительные звуки. Только затем я и прихожу на его концерты. Но я совершенно не слушаю его интерпретацию, потому что это - нечто чудовищное. Это не музыка. Какое высокомерие, какая наглость! - заключает она.

- Какие концерты в вашей жизни были для вас особенно важными?

- Важными? "Важный" концерт это тот, когда мне удалось сыграть произведение так, как я хочу. Нет на свете страны, где бы я не выступала, я играла перед королями и президентами, но вот это - совсем неважно. Я помню концерты, когда акустика была хорошей, когда хорошо звучал инструмент. Например, в Ленинграде я выступала в зале Филармонии - там был чудесный рояль, он играл лучше меня, - улыбается она.

- У вас так много книг. Что вы любите читать?

- Самые разные книги. Кроме новых, только что вышедших книг, больше всего люблю биографии.

- Какие языки вы знаете?

- Иврит, английский, французский, немецкий, все понимаю по-русски, но разговаривать не могу - у нас дома говорили только на иврите.

- Вам есть с кем говорить? Наверное, изменился не только мир классической музыки - изменились люди.

- Да, у них - другие интересы. Пожалуй, более приземленные. Я живу в другом мире, - усмехается она.

- В каком же?

- Чем бы я ни занималась - читаю ли книгу, гуляю ли по берегу моря - я думаю об одном: с каким произведением это связано, как это мне поможет лучше его исполнить. Все - во имя музыки.

- А у современных людей - не так?

- Мне кажется, нет. Они думают: "Как это поможет мне сделать карьеру?"

- Вы никогда не думали о карьере?

- Никогда.

Максим Рейдер
mcreider@bigfoot.com
"Вести", Тель-Авив

 



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.