Назад

Главная страница

 

  
Эса-Пекка Салонен: Самовыражение для меня все важнее и важнее

Эса-Пекка Салонен проснулся знаменитым наутро после того, как исполнил с Лондонским филармоническим оркестром Третью симфонию Малера. Так в 1983 году 25-летний дирижирующий композитор превратился в сочиняющего дирижера. Дирижерский дебют Салонена, который учился в Академии Сибелиуса у Йормы Панула (по композиции – у Эйноюхани Раутаваары), состоялся в 1979 году с симфоническим оркестром Финского радио. В 1983-м вместе с Юккой-Пеккой Сарасте, Салонен основал камерный оркестр «Avanti!». Прочные результаты были достигнуты в 1985-м, когда Салонен стал главным дирижером симфонического оркестра Шведского радио (до 1995), главным приглашенным дирижером лондонского оркестра «Филармония» (до 1994) и в том же году подписал эксклюзивный контракт с Sony Classical. В 1995 и 1996 Салонен был артистическим директором хельсинкского фестиваля. 

Но сполна реализовать свои идеи Салонену, по-видимому, удалось в сотрудничестве с оркестром филармонии Лос-Анджелеса, которым он руководит с 1992 года (среди его предшественников на этом посту были Карло-Мария Джулини и Зубин Мета). Сегодня этот коллектив бросает вызов Большой пятерке оркестров США, и главное, что его выделяет среди других – репертуар. Ядро программ Салонена составляет классика двадцатого века в сочетании с современными сочинениями известных и неизвестных авторов. Вот типичные (но далеко не исчерпывающие) ряды имен, взятые из программ, игранных оркестром в прошлом сезоне у себя дома и на гастролях в Вене, Цюрихе, Берлине, Стокгольме: Бетховен – Нильсен – Берг, Шуберт – Картер – Бетховен, Чайковский – Балакирев – Шнитке, Гайдн – Нильсен – Прокофьев, Бервальд – Сибелиус – Брамс. Такой выбор вовсе не говорит о герметичности устремлении. Как раз напротив, по мнению Салонена, именно такая музыка сегодня встречает больше понимания «Для контакта с молодежью лучше играть, например, «Весну священную» Стравинского, чем Моцарта и Бетховена. «Весна» дает чувство узнавания даже если круг того, что слушатель сознательно распознает, ограничен рок-музыкой». А эмоциональный контакт с публикой для него сегодня стоит, похоже, на первом месте – и как для дирижера, и как для композитора: «Жизнь слишком коротка, чтобы всю ее тратить на теоретическое освобождение. Самовыражение для меня все важнее и важнее. Я все больше заинтересован в музыкальных элементах, которые вызывают реакцию слушателей: факторы, которые волнуют их чувства, заставляют их смеяться и плакать». Слово «заинтересован» для волевой натуры Салонена означает «добьюсь с наибольшей эффективностью». На этот контакт с публикой и направлены ясный, властный жест, рациональность и динамизм интерпретаций и последовательно осуществляемая репертуарная политика. 

С оркестром Лос-Анджелеса построена большая часть огромной дискографии Салонена. Она включает практически все произведения Стравинского, Бартока, Нильсена и Лютославского, сочинения Малера, Мессиана, Рахманинова, Прокофьева, Дебюсси, Даллапикколы... И конечно, собственные сочинения, которые после 1983 года появляются в очень небольшом количестве и с большими интервалами – даже летом не всегда удается сосредоточиться на композиции. Самым популярным сочинением Салонена сегодня остается пьеса «Floof» для сопрано и инструментального ансамбля на текст Станислава Лема (1982). За последние несколько лет появились только оркестровые «La Variations» – серия вариаций на городские ритмы Лос-Анджелеса (заказано филармонией города, премьера в 1997) – и исполненный в Петербурге «Гамбит» (1998).

– Впервые ли вы в Петербурге и какие впечатления у вас остались о работе с оркестром Мариинского театра? 

– Да, я здесь в первый раз. Петербург – очень важный город, особенно для финна, потому что когда-то он был частью повседневной жизни для финских дирижеров, финских артистов. Был период в истории, когда не существовало такой неестественной ситуации, как сейчас. Я чувствую, что за неделю (работы в Петербурге и Миккели – А. Б.) мы проложим путь к более тесному сотрудничеству между Финляндией и Санкт-Петербургом. И город, и оркестр произвели на меня очень большое впечатление. Конечно, я уже много лет нахожусь под впечатлением от Валерия Гергиева, который уже много лет мой очень близкий друг. Во многих отношениях для финского дирижера много значит работать с петербургским оркестром и выступать с ним в Финляндии. Это бесценный опыт – человеческий и профессиональный. 

– Как вы познакомились с Валерием Гергиевым? 

– Впервые я встретил Валерия в Париже, уже много лет тому назад. Мы пили с ним поздно ночью в баре отеля. Потом я много раз бывал на его концертах, он работал в моем оркестре в Лос-Анджелесе, и Мариинский оркестр там выступал... Так что я знал оркестр в качестве слушателя задолго до того, как стал работать с ним. 

– Вы эксперт в современной музыке. Какие мировые премьеры последних лет для вас наиболее важны? 

– Ну, я сделал много мировых премьер, но, может быть, важнейшие для меня – это премьеры сочинений Джона Адамса и Магнуса Линдберга. Может быть, этих двух композиторов. 

– Совместно с Лос-Аанджелесским филармоническим оркестром и фирмой Sony был предпринят проект записи всех сочинений Дьердя Лигети по6 личным руководством композитора. Соответствующий цикл концертов прошел с декабря 1996-го по декабрь, 1998-го в Лондоне, Париже, Токио и еще одиннадцати городах. В1997 году в Зальцбурге вы дирижировали оперу Лигети «La Grand Macabre», поставленную Питером Селларсом, и уже выпущена ее запись. Значит ли это, что и проект завершен? 

– Лигети-проект не закончен. С ним много проблем: и в целом, и с самим Лигети. В настоящее время работа над проектом остановилась, но мы надеемся когда-нибудь ее завершить. 

– В 1977 году для распространения новой финской музык при вашем участии было учреждено «Общество открытых ушей». Оно продолжает существовать? 

– Да, но теперь там, главным образом, новое поколение, на двадцать лет моложе, чем наше. Это совсем новая тусовка. Они продолжают наше дело, и это чудесно. 

- Каковы ваши планы в области оперы?

 – Да, в следующем году я буду сочинять оперу. У меня будет годичный перерыв в дирижировании. Эта опера должна быть поставлена летом 2001 года на Фестивале в Экс-ан-Провансе. Как дирижер в декабре этого года я буду исполнять «La Grand Macabre» Лигети в Ковент Гарден. 

– Вы дирижировали «Святого Франциска Ассизского» в Зальцбурге, «Похождения повесы» в Шатле, «Пеллеаса и Мелизанду» в Los Angeles Music center Opera, «Художника Матиса» в Ковент Гарден. А оперы, которым больше ста лет, вы принципиально не хотите исполнять?

– Я дирижировал, например, «Cosi fan Tutte» и однажды продирижирую «Фальстафа», но сейчас у меня нет конкретных планов. 

– А как насчет сотрудничества с Финской Национальной Оперой и фестивалем в Савонлинне?

- Я работаю с ними в этом направлении, они мне надоедают предложениями, но я стараюсь оставлять мое лето свободным. 

 Беседовала Анна Булычева

© 1999, газета "Мариинский театр"

 



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.