|
Эса-Пекка Салонен: Самовыражение для
меня все важнее и важнее
Эса-Пекка
Салонен проснулся знаменитым наутро
после того, как исполнил с Лондонским
филармоническим оркестром Третью
симфонию Малера. Так в 1983 году 25-летний
дирижирующий композитор превратился в
сочиняющего
дирижера. Дирижерский дебют Салонена,
который учился в Академии Сибелиуса у
Йормы Панула (по композиции – у
Эйноюхани Раутаваары), состоялся в 1979
году с симфоническим оркестром Финского
радио. В 1983-м вместе с Юккой-Пеккой
Сарасте, Салонен основал камерный
оркестр «Avanti!».
Прочные результаты были достигнуты в 1985-м,
когда Салонен стал главным дирижером
симфонического оркестра Шведского
радио (до 1995), главным приглашенным
дирижером лондонского оркестра «Филармония»
(до 1994) и в том же году подписал
эксклюзивный контракт с Sony
Classical. В 1995 и 1996 Салонен был артистическим
директором хельсинкского фестиваля.
Но
сполна реализовать свои идеи Салонену,
по-видимому, удалось в сотрудничестве с
оркестром филармонии Лос-Анджелеса,
которым он руководит с 1992 года (среди его
предшественников на этом посту были
Карло-Мария Джулини и Зубин Мета).
Сегодня этот коллектив бросает вызов
Большой пятерке оркестров США, и главное,
что его выделяет среди других –
репертуар. Ядро программ Салонена
составляет классика двадцатого века в
сочетании с современными сочинениями
известных и неизвестных авторов. Вот
типичные (но далеко не исчерпывающие)
ряды имен, взятые из программ, игранных
оркестром в прошлом сезоне у себя дома и
на гастролях в Вене, Цюрихе, Берлине,
Стокгольме: Бетховен – Нильсен – Берг,
Шуберт – Картер – Бетховен, Чайковский
– Балакирев – Шнитке, Гайдн – Нильсен –
Прокофьев, Бервальд – Сибелиус – Брамс.
Такой выбор вовсе не говорит о
герметичности устремлении. Как раз
напротив, по мнению Салонена, именно
такая музыка сегодня встречает больше
понимания «Для контакта с молодежью
лучше играть, например, «Весну священную»
Стравинского, чем Моцарта и Бетховена. «Весна»
дает чувство узнавания даже если круг
того, что слушатель сознательно
распознает, ограничен рок-музыкой». А
эмоциональный контакт с публикой для
него сегодня стоит, похоже, на первом
месте – и как для дирижера, и как для
композитора: «Жизнь слишком коротка,
чтобы всю ее тратить на теоретическое
освобождение. Самовыражение для меня
все важнее и важнее. Я все больше
заинтересован в музыкальных элементах,
которые вызывают реакцию слушателей:
факторы, которые волнуют их чувства,
заставляют их смеяться и плакать». Слово
«заинтересован» для волевой натуры
Салонена означает «добьюсь с наибольшей
эффективностью». На этот контакт с
публикой и направлены ясный, властный
жест, рациональность и динамизм
интерпретаций и последовательно
осуществляемая репертуарная политика.
С
оркестром Лос-Анджелеса построена
большая часть огромной дискографии
Салонена. Она включает практически все
произведения Стравинского, Бартока,
Нильсена и Лютославского, сочинения
Малера, Мессиана, Рахманинова,
Прокофьева, Дебюсси, Даллапикколы... И
конечно, собственные сочинения, которые
после 1983 года появляются в очень
небольшом количестве и с большими
интервалами – даже летом не всегда
удается сосредоточиться на композиции.
Самым популярным сочинением Салонена
сегодня остается пьеса «Floof» для сопрано и инструментального
ансамбля на текст Станислава Лема (1982).
За последние несколько лет появились
только оркестровые «La
Variations» – серия вариаций на городские ритмы
Лос-Анджелеса (заказано филармонией
города, премьера в 1997) – и исполненный в
Петербурге «Гамбит» (1998).
–
Впервые ли вы в Петербурге и какие
впечатления у вас остались о работе с
оркестром Мариинского театра?
–
Да, я здесь в первый раз. Петербург –
очень важный город, особенно для финна,
потому что когда-то он был частью
повседневной жизни для финских
дирижеров, финских артистов. Был период
в истории, когда не существовало такой
неестественной ситуации, как сейчас. Я
чувствую, что за неделю (работы в
Петербурге и Миккели – А. Б.) мы проложим
путь к более тесному сотрудничеству
между Финляндией и Санкт-Петербургом. И
город, и оркестр произвели на меня очень
большое впечатление. Конечно, я уже
много лет нахожусь под впечатлением от
Валерия Гергиева, который уже много лет
мой очень близкий друг. Во многих
отношениях для финского дирижера много
значит работать с петербургским
оркестром и выступать с ним в Финляндии.
Это бесценный опыт – человеческий и
профессиональный.
–
Как вы познакомились с Валерием
Гергиевым?
–
Впервые я встретил Валерия в Париже, уже
много лет тому назад. Мы пили с ним
поздно ночью в баре отеля. Потом я много
раз бывал на его концертах, он работал в
моем оркестре в Лос-Анджелесе, и
Мариинский оркестр там выступал... Так
что я знал оркестр в качестве слушателя
задолго до того, как стал работать с ним.
–
Вы эксперт в современной музыке. Какие
мировые премьеры последних лет для вас
наиболее важны?
–
Ну, я сделал много мировых премьер, но,
может быть, важнейшие для меня – это
премьеры сочинений Джона Адамса и
Магнуса Линдберга. Может быть, этих двух
композиторов.
–
Совместно с Лос-Аанджелесским
филармоническим оркестром и фирмой Sony
был предпринят проект записи всех
сочинений Дьердя Лигети по6 личным
руководством композитора.
Соответствующий цикл концертов прошел с
декабря 1996-го по декабрь,
1998-го в
Лондоне, Париже, Токио и еще одиннадцати
городах. В1997 году в Зальцбурге вы
дирижировали оперу Лигети «La Grand
Macabre»,
поставленную Питером Селларсом, и уже
выпущена ее запись. Значит ли это, что и
проект завершен?
–
Лигети-проект не закончен. С ним много
проблем: и в целом, и с самим Лигети. В
настоящее время работа над проектом
остановилась, но мы надеемся когда-нибудь
ее завершить.
–
В 1977 году для распространения новой
финской музык при вашем участии было
учреждено «Общество открытых ушей». Оно
продолжает существовать?
–
Да, но теперь там, главным образом, новое
поколение, на двадцать лет моложе, чем
наше. Это совсем новая тусовка. Они
продолжают наше дело, и это чудесно.
-
Каковы ваши планы в области оперы?
– Да, в следующем году я буду сочинять
оперу. У меня будет годичный перерыв в
дирижировании. Эта опера должна быть
поставлена летом 2001 года на Фестивале в
Экс-ан-Провансе. Как дирижер в декабре
этого года я буду исполнять «La
Grand Macabre»
Лигети в Ковент Гарден.
–
Вы дирижировали «Святого Франциска
Ассизского» в Зальцбурге, «Похождения
повесы» в Шатле, «Пеллеаса и Мелизанду»
в Los Angeles Music
center Opera, «Художника
Матиса» в Ковент Гарден. А оперы, которым
больше ста лет, вы принципиально не
хотите исполнять?
–
Я дирижировал, например, «Cosi fan
Tutte» и однажды продирижирую «Фальстафа»,
но сейчас у меня нет конкретных планов.
–
А как насчет сотрудничества с Финской
Национальной Оперой и фестивалем в
Савонлинне?
- Я
работаю с ними в этом направлении, они
мне надоедают предложениями, но я
стараюсь оставлять мое лето свободным.
Беседовала
Анна Булычева
©
1999, газета "Мариинский
театр"
|