|
Материалы пресс-конференции
Мстислава Ростроповича, состоявшейся на фестивале А.Д.Сахарова в июне
1998 года.
Мы на пороге нового
тысячелетия. Как по-Вашему, что наиболее
существенно изменится в классической музыке в
следующем тысячелетии?
Мстислав Ростропович: Это очень
трудно предугадать, потому что классическая
музыка - это зеркало времени, поэтому каково
будет время, такова будет и классическая музыка.
Вот за границей меня часто спрашивают - если бы не
было "империи зла", как называл Рейган
Советский Союз, были бы такие люди, как Сахаров и
Шостакович? - Нет, не были бы. В таких людях живет
великая сила сопротивления злу, и когда они живут
и видят вокруг себя зло, в них эта сила растет и
становится громадной. У Шостаковича она
проявлялась в музыке, у Сахарова - в его
гражданских выступлениях, у Солженицына в
литературе, в его публицистике. В Америке тоже
есть очень талантливые люди, например мои друзья,
к сожалению уже оба покойные Копланд и Бернстайн.
Они талантливы - это несомненно, но их музыка
отражает именно американскую жизнь, она очень
оптимистичная, отражает американский взгляд на
жизнь. Не ищите там никаких трагедий, не ищите
внутренних конфликтов, характерных, скажем, для
нашей музыки. Поэтому как будут писать
композиторы не могу сказать - я, прежде всего, не
знаю, что будет в двадцать
первом веке, я только могу надеяться на лучшее.
Имена кого из виолончелистов,
сыгравших большую роль в искусстве конца нашего
столетия, Вы бы отметили особо?
М.Р.: В каждой стране существуют свои
корифеи в этой области искусства. Конечно, я знаю
этих корифеев очень хорошо. Так получилось, что у
нас долгое время не существовало контактов с
западом. Поэтому наши виолончелисты оставались
как бы локально известны, тогда как западные,
скажем, французские - они были известны по всему
миру. Я тоже долгое время не
был известен, но мне очень помог Казальс, который
в своем интервью задолго до моего визита в США в
1956 году назвал меня как одного из четырех самых
лучших виолончелистов мира. Я даже был удивлен,
откуда он обо мне знает. Я встретился с ним впервые в 1957 году на его
конкурсе в Париже, куда он меня сам пригласил в
жюри. Потом мы с ним встречались неоднократно.
Скажем, в Германии были виолончелисты, известные
не столько своей исполнительской деятельностью,
сколько педагогической - скажем Людвиг Фейчвер. В
музыке конца нашего столетия сыграл огромную
роль Зигфрид Пайм. Большое имя - Кассадо -
испанский виолончелист, еще из западных
виолончелистов очень известен был Пятигорский.
Все они мои друзья. Очень талантлива была Ж. Дю
Пре, но она, к сожалению, рано умерла. Она была
англичанка с французской фамилией, больше года
она занималась в Московской консерватории у
меня. Наталья Гутман, конечно же, блистательна. С
большим успехом выступает Миша Майский. Но надо
сказать, что сейчас виолончелисты совсем нового
поколения, они меня просто поражают, если не
сказать - потрясают. Уже прошло шесть конкурсов
моего имени в Париже, которые я организую. На них
бывает где-то около ста кандидатов со всего мира.
Специально для конкурса были написаны
произведения замечательными композиторами -
Альфредом Шнитке, Пендерецким и другими. Два
последних конкурса были особенно удивительны,
потому что на предпоследнем конкурсе победила
девочка - кореянка, ей было 12 лет. Она получила
золотую медаль - это вообще чудо из чудес! Дело в том, что я забыл в
условия конкурса поставить начальный возраст, а
окончательный был 32 года. Я, кстати, вспоминаю,
был один всесоюзный конкурс, в котором я
участвовал, там еще участвовал Святослав Рихтер -
это был первый послевоенный конкурс. Семь или
восемь лет не было конкурсов вообще и собралось
огромное количество талантов. Раньше эти
конкурсы были для участников возрастом до 30 лет,
а в этот раз сделали до 31 года, только для Рихтера,
чтобы он имел возможность сыграть. Это было очень
благородно, очень красиво. Так что у нас тоже
бывали красивые жесты. Так вот, об этой девочке.
Это действительно чудо, если она, конечно, не
испортится, поскольку такая вероятность тоже
существует. Папа ее взялся за менеджерство, что, в
общем, плохо сказывается на ней. Когда начинается
карьера, нужно выбирать очень важные вещи для
репертуара, а не те, за которые много платят. А на
Западе есть еще такое правило - чем меньше
престиж у оркестра, тем больше они платят
солистам. А большие оркестры - оркестры
филармонии или, скажем, Лондонский оркестр,
платят намного меньше, это вопрос престижа и
честь играть с подобного рода оркестром. Папа же
ее в основном делает упор на деньги. Но пока то,
что она делает - это прекрасно. А последний
конкурс выиграл один итальянский виолончелист,
Энрико Диндо, ему было 32 года. Должен сказать, что
если он приедет сюда, он доставит Вам огромное
наслаждение, это удивительный виолончелист, с
таким талантом, с такой красотой звука и куда бы
он сейчас ни приехал - всюду у него гигантский
успех.
Расскажите, пожалуйста, об
Оренбургском архиве.
М.Р.: Самые важное время в моей жизни -
13,14,15 лет - вот эти три года. Когда мне было 14 лет,
мы попали в эвакуацию в город Оренбург. Мы жили у
моей крестной - она была учительницей немецкого
языка. У нее был маленький одноэтажный дом, там мы
и жили два года. Это были самый многотрудный и
счастливый период в моей жизни. И поэтому
крестной я посылал в качестве подарков различные
дорогие мне вещи: в частности, я послал ей мой
первый студенческий билет ,
выданный в Московской консерватории 14 мая 1943
года. Я ей посылал все это на память, потому что
она была моим ангелом, и сделала для нашей семьи
очень много. Потом, спустя много лет, когда я уже
считал все эти вещи утерянными, я неожиданно весь
этот архив получил обратно от одного художника.
Он был в Оренбурге, уже после ее смерти. Попал в
наш дом, где среди прочего хлама неожиданно нашел
все мои документы, фотографию отца с дарственной
надписью и документы самой крестной - ее аттестат
об окончании французского курса и множество
документов, которые мне очень дороги. И все они
благодаря Богу попали через этого
замечательного человека ко мне обратно, пройдя
такой долгий и извилистый путь.
А что касается Вашей коллекции,
связанной с Россией?
М.Р.: Еще очень давно, когда мы только
уехали, я как-то в Вене увидел в витрине магазина
ордена времен Великой Отечественной. Меня это
так поразило - ведь люди воевали, может быть,
становились инвалидами, а теперь вынуждены были
продать эти ордена. И я их все купил просто из
любви к России, из уважения. Конечно, я собираю
многие вещи, тем более что раньше это было легче -
не было такого количества новых русских на рынке
антиквариата. В основном, это, конечно же,
документы. Я собрал более 30 писем Чайковского, у
меня есть письмо Толстого, письмо Гоголя,
небольшой архив Балакирева. Приобрел также
архивный сборник документов - допросы
жандармерии, касающиеся дела Распутина. Мой друг
Эдуард Радзинский сейчас готовит к выходу книгу
на основе этих документов - там множество
аспектов, которые до сих пор не были известны. Я
продолжаю, по мере возможности, пополнять свою
коллекцию.
Какие мысли беспокоят Вас на пороге
нового тысячелетия?
М.Р.: Я считаю, что, прежде всего нам
надо объединиться, причем не одной стране, а всем
странам. И не делать так, как сейчас - мы продаем
оружие в третьи страны левой стороне, американцы
- правой стороне, а потом, чтобы разрешить
конфликт ООН посылает туда миротворческий
корпус. По-моему просто нужно объединиться и ООН
запретить продавать оружие вообще. Второе - это
экология. Озоновые дыры, ураганы, загрязненные
реки, погубленные леса - это не только наша
проблема, а мировая, и проблема не только
настоящего, но и будущего. Нам надо учиться
беречь самих себя. И третье, может это слегка
неожиданно - надо набраться
терпения. Я знаю, что терпение тоже может лопнуть,
но я ненавижу тех людей, которые растравляют
протесты, рознь. Это все должно быть наказуемо,
причем именно на законном основании. И если в
двадцать первом веке у нас, наконец-то, высадятся
инопланетяне - а я их очень люблю - я думаю, что эта
ступень будет страшно важной для нас. Может это
будет своеобразным поводом для нас, чтобы мы
успокоились, подумали - не мы только, а все
земляне - до этого времени нам надо объединиться -
а вдруг они все же пойдут на нас войной - а мы уже
как одна семья!
Что Вы можете сказать о Солженицыне и
тех волнениях, которые происходят вокруг его
имени?
М.Р.: В наше время у русских людей, к
сожалению, не хватает благородства, просто
благородства, особенно в средствах массовой
информации. Мне стыдно читать, - приехал мой друг,
Ван Клиберн, на презентацию моих стипендий. Одна
из газет написала:"Подозрительным является то,
что он имеет время ездить, для большого артиста
это значит, что его не приглашают". Ну, какое
хамство - скажите спасибо, что
он приехал, так я думаю. И в отношении Солженицына
столько позволяют себе хамства. Мы должны
помнить - это главное, ибо мы ничего не помним,
память у нас очень короткая - мы должны помнить,
что он открыл глаза на всю эту систему, открыл
глаза всему миру и то, что он сделал в свое время -
это неоценимо. Это великое дело и великий подвиг
человека. Поэтому я его люблю, уважаю, мы с ним
большие друзья - я хочу приехать специально в
Москву и дать концерт в честь его
восьмидесятилетия. Я дам концерт
в его честь и отдам все деньги в его фонд, потому
что то, что он сделал для России - это неоценимо. И
то, что сейчас творится во многих средствах
массовой информации - просто унижают его, я
считаю - это просто хамство.
Расскажите о Вашей благотворительной
деятельности.
М.Р.: Наш Фонд был организован 6 лет
назад в Вашингтоне, потому что в Вашингтоне у нас
много друзей и есть возможности для спонсорства.
Фонд мы направили только в одно русло - помощь
педиатрии в России. Первоначально было внесено 625
тысяч долларов на оборудование детской больницы
плюс 150 тысяч долларов в фонд. Фонд существует за
счет спонсорских вкладов, я тоже стараюсь
вносить свою лепту - даю концерты. Специально в
Нью-Йорке, в Русском посольстве в Вашингтоне - это
был своеобразный концерт - там были столики по 10
человек, приглашались семьи и я говорил: "Я
буду играть по Вашему заказу - то, что Вы
скажете". Тогда мы собрали очень большие
деньги, и они все пошли в наш Фонд. Был также и
специальный концерт в Вашингтоне. Таким образом,
наш Фонд пополняется. Но я считаю, что мы должны
ценить и освещать помощь тех людей, которые
помогают нам бескорыстно, просто из любви к нашей
стране, помогают, вкладывая свои силы, вкладывая
свои капиталы - это Кристоф Майлер Скрип,
организация, которая имеет 55 тысяч работающих в
ней и филиалы по всему миру, в частности, один
филиал находится в Москве. Это люди, которые
знали Россию - вице-президент этой организации
г-н Джефри Ларк, который является моим старым
другом, живет и работает он в Лондоне. Он много раз бывал в России, полюбил ее
и помогает через наш фонд России. Поэтому я хотел,
чтобы это было замечено, чтобы мы с
благодарностью сказали им, что мы знаем об этом и
замечаем их труд. Я посмотрел вчера материал о
нашем приезде по телевидению, но об этом, к
сожалению, не было сказано ни одного слова. Что
меня очень и очень расстроило. Деятельность
нашего фонда я проверяю с особой тщательностью
сам, и могу Вам сказать, что наша сумма,
потраченная только на российские дела и только
на педиатрию, составила 8 миллионов долларов. Две
больницы в Санкт-Петербурге, больница в
Оренбурге - мне это хотелось бы отметить, потому
что сегодня сюда приехали мои друзья, для того,
чтобы установить аппаратуру для очищения воды,
стоимостью 175 тысяч долларов. Также наш фонд
хочет на собственные средства провести
вакцинацию всех детей Нижегородской губернии -
то есть уберечь их в будущем от заражения
гепатитом, дифтерией и другими тяжелыми
заболеваниями. Это сделает целое поколение
чистыми от опасности быть калеками. Это очень
важный проект для нас.
Расскажите о планах Вашего фонда
относительно Нижнего Новгорода.
М.Р.: В Москве, как Вы знаете,
существует фонд именных стипендий для одаренных
молодых музыкантов разных направлений. Недавно я
получил премию Шнитке. Его жена сказала, что дает
еще деньги к этой премии, достаточные для
учреждения еще одной именной стипендии - имени
Шнитке, для композитора. Поскольку я очень люблю
Нижегородскую губернию и сам Нижний, я сейчас,
после этого фестиваля, тоже хочу оставить часть
денег для создания подобного фонда помощи
молодым музыкантам здесь. Тем более, что
музыканты идут из деревни не меньше, чем из
города. Но здесь вопрос селекции и вопрос карьеры
всегда труднее. Поэтому, мне казалось, было бы
хорошо использовать эти деньги не только на
консерваторию, но и на совсем маленьких детей,
которые учатся в музыкальных школах, но обладают
исключительным талантом. Их надо будет искать и
помогать им определиться… Вот это то, что я
задумал. И мне обещали помочь и дорогая моя
Галина Николаевна, и местные власти, а также один
из банков. Мы считаем это направление
деятельности тоже очень важным.
Аудио-запись пресс-конференции
предоставлена Ларисой Рощиной.
Материал подготовила Ольга Рыбалкина.
theatral@cea.ru
|