Назад

Главная страница

 

  
При галстуке - я критик, в водолазке - журналист.

   Настоящий француз, с европейской репутацией, создатель Международной Ассоииаиии музыкальных критиков, Антуан Ливио за сравнительно короткое время наряду с нашими столицами уже второй раз посещает российскую провинцию в рамках семинара по проблемам современной оперы. И, пожалуй, среди своих западных коллег он имел возможность составить самое объемное представление об оперных делах в России. А может быть, и завербовать кого-нибудь из русских коллег в ряды своей Ассоциации. 

 – Трудно ли возглавлять объединение критиков, когда известно, что отношения между ними редко бывают дружескими? 

– Я первый думал, что это абсолютная утопия. И был невероятно удивлен, когда выдающиеся критики Шенберг, Тояма и Гайтель сказали мне, что это великолепная идея. В учредительной сессии в Экс-ан-Провансе приняло участие 42 критика. Большую часть членов Ассоциации, конечно, составляют французы, но есть и итальянцы, бельгийцы, голландцы, швейцарцы, немцы, представители США, Японии и России. Первый наш президент был бельгиец. Второй – голландец. И я – третий президент. Президент нашей Ассоциации – это тот, кто делает все, так как особых денег у нас нет. Бюджет составляют только ежегодные членские взносы. К тому же мы решили, что три категории членов нашей Ассоциации не платят членские взносы. Это молодежь и люди, чей достаток невелик, и из стран, где кризисная финансовая ситуация. Их членским взносом считается статья для ежемесячного выпуска – четырехстраничное письмо Ассоциации. Каждый месяц мы собираемся на обед в каком-нибудь городе Европы, куда мы приглашаем какого-нибудь человека, кто играет серьезную роль в музыкальной жизни. Такие встречи помогают найти взаимопонимание между разными поколениями критиков. И для меня огромная радость, что все функционирует именно на человеческом уровне. Поэтому мы не слишком стремимся к увеличению своей численности. Хотелось бы сохранять внутри Ассоциации подобный принцип взаимоотношений. 

– Определяется ли как-то общая художественная позиция Ассоциации по отношению к оперному театру?

– О единстве взглядов говорить не приходится. Есть только одно-единственное правило: уважение чужого мнения. И надо признать, что результатом таких контактов между критиками в рамках Ассоциации стало то, что критические статьи теперь стали значительно менее злыми.

– Последнее время принято искать признаки кризиса в оперном театре, а есть ли подобные черты в его критике?

– Я уверен в том, что оперное искусство не может находиться в кризисе одновременно во всех странах мира. Всегда есть место, где данный вид искусства развивается благополучнее. Когда-то оперные удачи, в основном, случались в Германии. Потом вдруг возникло цветение оперы в США. Десять лет назад французы, как сумасшедшие, мчались ради оперы в Лондон. А теперь англичане, как ненормальные, ездят с той же целью в Париж. И нельзя сказать, что оперная критика находится в кризисной стадии. Можно назвать кризисным то положение, какое занимают сейчас соответствующие критики на страницах газет в некоторых странах. Во Франции на газетных страницах очень мало места для оперы. Гораздо больше оперных критиков, чем газет, где они могут быть востребованы. А в Голландии, наоборот, у критиков бездна работы: иногда для рецензий им предоставляются даже целые газетные полосы. То же самое в Америке. И одно из преимуществ нашей Ассоциации в том, что можно утешаться, видя, как в другой стране все происходит совсем иначе, лелея надежду на будущее.

– Сейчас довольно часто можно увидеть оперного критика, занятого в иных сферах оперного бизнеса. Не связано ли это, на ваш взгляд, с уменьшающимся его прямым воздействием на оперную ситуацию в целом?

– Во Франции, Англии и Швейцарии я не вижу критиков, вышедших из своей профессии. Из всех коллег, кого я знаю, только один стал директором оперы. Очень трудно быть одновременно критиком и директором. Находясь в критической ипостаси, обозреваешь все с точки зрения абсолюта. А если становишься директором театра в каком-нибудь N-ске, то тогда у тебя плохой хор, плохой оркестр, плохие солисты, ужасные дирижер и режиссер, и тебе надо со всем этим как-то управляться. И если сохранять восприятие критика, то надо застрелиться.

– Могут ли стремиться к тождественности музыкальная критика и музыкальная журналистика?

– Нет. Журналистика требует большого любопытства к касаемому предмету, вписанному в общественный контекст. А критика – обостренной чувствительности и знания истории оперы. И это, естественно, совсем другое. Хотя я журналист и критик в одном лице, но сам с собой вполне нахожусь в согласии. Когда ношу галстук, я – критик, а в водолазке – я журналист.

– Как вам кажется, опера сегодня развивается детерминированно ила хаотически?

– Конечно, хаотически. И это большое счастье. Думаю, поверхность оперного театра вулканического свойства. Опера требует излишков и избытка – это мир истории. И ей надо отстаивать все свои свободы. Потому что в один прекрасный день происходит взрыв и рождается шедевр.

– Почему же оперный жанр с большой охотой развивается, ища новые смыслы в уже известных сочинениях, и на новые произведения смотрит больше с экзотической позиции?

– В течение многих лет опера имела обыкновение жить только новыми произведениями. Но с изобретением звукозаписи и средств коммуникации дух человека стал очень ленивым. Для того чтобы получить удовольствие от оперы, теперь можно уже больше не смотреть в партитуру, не играть ее самому, а просто слушать. С этого момента люди стали предпочитать слушать то, что они уже знают. Для того, чтобы возвращаться к тому наслаждению, к той радости, которые они уже когда-то испытывали. Поэтому, когда сегодня ставят новое сочинение, нужно как-то разжечь любопытство публики при помощи рекламы, каким-то образом синтезировать у нее особый интерес. В данной ситуации завлекают не музыкой, а внушением того, что это некое общественно значимое событие.

– Какое место, по-вашему, мировая премьера Новосибирска – «Молодой Давид» Владимира Кобекина, которую вы видели, – может занять в контакте новой мировой оперы?

– Крайне важно, чтобы новорожденная опера была очень хорошо представлена публике, которой она адресована. «Молодой Давид», которого мы видели в Новосибирске, для своего города очень хорош. Но я не думаю, что в таком виде, в каком он существует сейчас, его можно было бы представить в Париже. Само же по себе это произведение имеет великолепные, потрясающие качества, но для публики больших столиц его надо показать в том виде, в каком публика этих городов ожидает видеть оперу на своих сценах.

– Вы уже побывали и в Перми, и в Новосибирске. Каким значком вы обозначили бы Российскую провинцию на оперной карте мира, или пока справедливее сделать ви6, что для оперы ее не существует? 

– Совсем не надо делать вид, что ничего нет. Безусловно, есть какие-то очень важные вещи. Для меня лично, например, о пермском «Борисе Годунове» сохраняется очень серьезное ощущение, хотя бы потому, что на меня произвели очень сильное впечатление общая концепция спектакля, его декорационное решение, размещение его в пространстве. Только не надо никогда сравнивать несравнимые вещи. Необязательно человек, способный блестяще руководить Новосибирским театром, будет столь же успешным директором в Петербурге или Нью-Йорке. Поэтому нельзя говорить, что что-то в Новосибирске и Перми хуже, чем что-то в Москве и Петербурге. То, что делается в Новосибирске, делается для Новосибирска и принадлежит ему. Зачем все переносить в мировой контекст. Я знаю и спектакли Метрополитен, которые стоили миллионы долларов, но их в Париже абсолютно невозможно было бы представить. Люди просто лопнули бы от смеха. Это ведь во многом еще проблема традиций, вкусов и контекстов. 

– Скажите, на ваш взгляд, Москва или, наверное, Петербург, в первую очередь, хоть отдаленно напоминают собою облик мировой оперной столицы?

– Трудно говорить, глядя со стороны. В Болшом театре я не видел премьер нынешнего сезона, а только спектакль двенадцатилетней давности «Золотой петушок» и более чем двадцатилетний «Каменный гость». Но «Золотой петушок», можно сказать, имел неплохой внешний вид. Но в целом трудно ведь сказать, что это хорошо.

– Но русский поэт как-то заметил, что большое видится на расстоянии...

– Да у поэта всегда есть основания говорить правильные вещи. Может быть, когда опере будут давать столько же денег, сколько и армии, все и улучшится. Не сегодня. Может быть, завтра, и даже наверняка. Слишком много таланта ощущается и в Петербурге, и в Москве, для настоящего развития и улучшения ситуации.

 Беседовала Мария Бабалова 

© 1999, газета "Мариинский театр"

 



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.