Назад

Главная страница

 


Нина Сперанская: “У меня нет нелюбимых партий...”

- Нина, вы восемнадцатый сезон в театре. У вас сложившаяся творческая судьба, свой репертуар, свои почитатели. Какие события стали для вас определяющими?

- Мне сразу очень повезло – я попала в класс к Марине Тимофеевне Семеновой. Она меня заметила еще в школе. Будучи ученицей, я ездила с театром на гастроли в Кемерово, и она мне тогда сказала: “Будешь работать в театре – приходи ко мне”. Все семнадцать лет в театре я занимаюсь в ее классе и готовлю с ней все свои партии. Это моя самая большая удача. Марина Тимофеевна помогла мне найти себя. Я очень благодарна ей – и за божественный педагогический дар, и за удивительные человеческие качества: в трудные минуты жизни я всегда чувствовала ее поддержку. Марина Тимофеевна очень современный человек – трезвомыслящий, ироничный. В этом она не меняется, возраст словно существует отдельно от нее. Вспоминаю, как она буквально заставила меня поступить в ГИТИС. Мне страшно не хотелось, я всего второй год работала в театре, мечтала танцевать, осваивать репертуар, еще так памятны были бесконечные школьные экзамены... Но Марина Тимофеевна убедила меня, что это необходимо, и я поступила на ее курс в ГИТИС. Не скрою, учиться было очень тяжело. В девять утра уже начинался урок в институте, закончив который, Марина Тимофеевна твердо говорила: “В одиннадцать ты должна быть у меня в классе”.

- Марина Тимофеевна строга с ученицами?

- Скорее, она очень требовательна, в творческом отношении бескомпромиссна, всегда четко знает, что и как надо делать. Безусловно, это прекрасная вагановская школа плюс уникальный дар Марины Тимофеевны. Она привнесла в эту школу много своего. Требует она со всех одинаково – независимо от возраста, званий и степени одаренности. Все ее ученицы проходили методику от и до, страшно уставали, плакали, и жаловались друг другу, но все в итоге были ей бесконечно благодарны.

- А как развивалась тем временем ваша театральная жизнь?

- В театре работа продолжалась. Наряду с тем, что я была занята во всем кордебалетном репертуаре, за первые годы работы я станцевала практически все партии первой солистки – Мирту, Фею Сирени, Повелительницу дриад, которые танцую до сих пор. Я была занята во всех наших премьерах, работала с разными балетмейстерами.

- С какими спектаклями связаны самые яркие впечатления?

- Из неидущих сегодня на сцене театра это, прежде всего, “Блудный сын” Баланчина, которого приезжал к нам ставить Джон Тарас. Это была удивительно интересная работа, покорившая нас совершенно непривычной, ни на что не похожей пластикой. Мы не сразу даже могли понять, что же от нас требуется, с трудом постигая новую для нас хореографию. Но работали с упоением. Так было интересно. Не могу также не вспомнить Вечер хореографии Бурнонвиля. Репетировать было увлекательно и тоже не просто. Воспитанные на постановках Петипа, Иванова, Григоровича, мы не привыкли к такой мелкой, филигранной технике.

- А ваш любимый спектакль из ныне идущих?

- Очень люблю “Баядерку”. Это выстраданный спектакль. Я танцевала вторую премьеру. Репетировала Гамзатти с первых дней и, может быть, поэтому воспринимаю эту партию и сам спектакль как свое, “кровное”. В общем-то, у меня нет нелюбимых партий: слишком много им отдано, чтобы относиться к ним равнодушно. Люблю Мирту, Фею Сирени, Повелительницу в “Дон Кихоте и всех остальных тоже.

- Ваша Мирта загадочна и безмятежна, кажется, знает все о нас смертных... Сразу ли она получилась такой, ведь вы станцевали ее вскоре после прихода в театр?

- Это очень тяжелая партия, в первую очередь физически, основные трудности связаны с постановкой дыхания. И если делать точно, как поставлено, сил нужно немало. Когда мне предложили станцевать Мирту, а было это во второй мой сезон в театре, я испытала легкий шок. Дело в том, что для этой партии нужны необыкновенные физические данные, хороший, уверенный прыжок, апломб. А тогда, после школы, у меня ничего этого не было. Но в театре от предложенных партий отказываться не принято. Тебе доверяют, и ты должна оправдать это доверие, по крайней мере, сделать для этого все от тебя зависящее. Я не была в себе уверена, страшно волновалась, что ничего не получится. Решиться мне помогла, конечно, Марина Тимофеевна. Над Миртой мы работали очень скрупулезно, и поскольку для Марины Тимофеевны мелочей в работе просто не существует, по много раз отрабатывали каждое движение, поворот, жест... Раз двадцать останавливала она меня перед выходом на сцену: не нравилось мое состояние, положение рук, головы. И показала я Мирту только тогда, когда действительно все было сделано от и до. Разумеется, с годами она менялась вместе со мной. Добавлялись новые краски, я сама становилась взрослой и росла как актриса, училась у партнеров, много смотрела других исполнительниц...

- Нина, среди ваших профессиональных качеств отмечают природное чувство стиля. На ваш взгляд, можно ли этому научиться?

- Думаю, что можно. Вероятно, это под силу балерине, которая постоянно учится - смотрит, слушает, наблюдает. Хотя, какая-то предрасположенность к этому, наверное, должна быть заложена природой. Примеров тому много: сколько интересных, замечательных танцовщиков вышло из глубинки, где о балете знают только понаслышке. Они учились, смотрели, впитывали в себя чувство красоты, вкуса, стиля.

- Думаете ли вы преподавать в будущем?

- Не скрою, мне это интересно и было интересно всегда. И Марина Тимофеевна видит во мне свою преемницу, доверяя мне вести класс в ее отсутствие. Иногда даже – небольшие репетиции. Не знаю, можно ли тут говорить о каком-то педагогическом призвании, но мне кажется, я могла бы преподавать. Я чувствую в себе эти возможности.

- Нина, признайтесь, а дома вы остаетесь актрисой или игру оставляете сцене?

- Вы знаете, для меня мой театр и мой дом - это не одно и то же. У меня есть моя собственная личная жизнь – семья, дети. И когда я прихожу домой, я стараюсь абсолютно абстрагироваться от театральных проблем.

- Вам это удается?

- На дневной период, когда я с мужем и детьми, да. Я занята приготовлением уроков, играми, обедами и ужинами... Проблемы, естественно, остаются, но на момент моего общения с семьей они как бы отодвигаются на второй план. Я понимаю, что в противном случае просто не смогу сохранить семью. Но вечером, когда дети накормлены и уложены, проблемы снова подступают и могут быть и бессонные ночи, и какие-то метания, и разговоры наедине с собой. А еще я немного пишу. Не хочу пока загадывать, но может быть, когда-нибудь это выльется в небольшой литературный труд.

- Как у вас возникла эта идея?

- Мне это интересно. И потом – бумага может выдержать все. И если я не могу, не имею права, повесить какие-то свои проблемы на друзей и близких, то в записках можно выплеснуть все – свои эмоции, впечатления, сомнения, можно с кем-то поспорить и даже поругаться. Конечно, на это занятие у меня остается совсем мало времени, поскольку семья, а главное дети – старшая учится в третьем классе, а сыну три года – претендуют на все мое свободное время. К счастью, мне очень помогает мама. Ей можно просто поставить памятник – она и ночью вставала к маленькому ребенку, давая мне возможность выспаться перед спектаклем, и сейчас, когда мы разговариваем, мама с ними. Она у меня очень образованный человек, и всегда может заменить меня в подготовке уроков или в другом, не менее ответственном деле. Ее помощь просто неоценима.

- Скажите, а какие черты вы больше всего цените в людях?

- Пожалуй, порядочность. Если человек чистоплотен в своих делах, поступках, отношениях с людьми, с ним можно иметь дело.

- Нина, когда-нибудь у вас будут свои ученицы, а может быть, даже несколько поколений учениц. Вы их будете учить не только тому, как танцевать, но и как жить в театре. Что бы вы сегодня пожелали девочкам, чей путь в балете только начинается?

- Я должна сказать, что нынешнее поколение очень отличается от нашего, выросшего в жестких рамках запретов. Они гораздо смелее ориентируются в жизни, прекрасно знают, чего хотят. Другой вопрос – смогут ли они это осуществить. Они менее уязвимы, чем мы в свое время, и более приспособлены к своему времени, к условиям рыночной экономики. Что им посоветовать в театре? Наверное, то же, что можно посоветовать всем. Учиться у старших и брать лучшее, не отметать прошлое, приклеив ярлык “рутины, вчерашнего дня”. В каждом прошедшем дне можно найти актуальные моменты. Сегодня не возникло из ничего, все имеет свой фундамент, свои корни. Им нужно учиться смотреть, наблюдать, впитывать, больше проводить времени в залах и может быть, как-то активнее выступать с собственными инициативами. Заявлять о том, что ты не только хочешь танцевать, но и можешь и ежедневно доказывать это.

Беседовала М.Пескова.

Газета “Большой театр”, 19 марта 1998

 



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.