topliteratura.gif (4465 bytes)
Назад

Главная страница

raspor.gif (49 bytes) 


Сергей Конаев

ПУТИ БАЛЕТА (НЕИСПОВЕДИМЫ).

Драматический этюд.

 

  • Критик: По идее, я должен тебя о чем-то спрашивать. Но это скучно. Давай так. я спрашиваю, я же и отвечаю? Идет?
  • Балетмейстер: Конечно! Это такая честь, такая честь…
  • Критик (небрежно): Ну уж. Ты вот чего любишь? Танцы там всякие сочинять? А я видеозаписи смотреть: “Том и Джерри”, “Микки Маус”, Аполлон и Мусагет”. Балеты, короче. (доверительно) И на чистоту скажу: пал теперь балет, пал! Про Баланчина пишу, больше не про кого. Талантливый был человек, душевный. Приятно вспомнить. (оживляясь) Приехал он как-то в СССР: прочитал мои статьи, повидать захотел. Пришел в Театр, посмотрел на меня, помолчал… И вдруг как врежет. Прямо в глаз. “Ты, говорит… да я, говорит… умрем, говорит… Но ты раньше”. И ушел. Вот это я понимаю, — настоящий художник, открытый, темпераментный! А сейчас? Кто из вашего бездарного устарелого племени может вот так, запросто, к критику подойти, по душам поговорить?!! (плаксиво) Критик он ведь тоже человек, внимания требует! Все вы хамыпо факсу посылаете. Дожили! (плюется). Но я не об этом. Что ты думаешь — сбылось! Умер, друг сердечный, умер, как и обещал (плачет). В 1998 году, прямо на премьере. (плачет)
  • Балетмейстер (задумчиво): Что делать? Все великие уходят. Фокин, например, в 1940…
  • Критик: (заикаясь). Да! вел-л-ли-к-к-и-е. Ж-а-а-а-а-л-к-о!!!! Ох-ох-ох!!!!
  • Балетмейстер (прикинув в уме, безжалостно): Петипа в 1910!
  • Критик: Ма-а-м-м-м-м-а-а-а-а-а-а !!!!!!!!!!! (истерично рыдает, сморкаясь в жилетку балетмейстера).
  • Балетмейстер (брезгливо отстраняясь): Перро…
  • Критик: Хватит! Не могу! (критику явно плохо. Поток слез заливает комнату, потом — нижний этаж, дальше…).
  • Балетмейстер (не обращая внимания, азартно): Тальони, Новерр, Дидло, Сен-Леон…
  • Критик (вытирает глаза носовым платком, совершенно равнодушно): Заткнись.
  • Балетмейстер (опешив) А?
  • Критик: Так. “Не сыпь мне соль на рану”. Понял?
  • Балетмейстер (на выдохе): Понял.
  • Критик (разнежившись, помахивая ручкой): Вот как я искусство люблю, учись! И твое тоже. (пауза, непринужденно, в глаза) Хотя балетмейстер ты, между нами, хреновый. (выжидающе смотрит на балетмейстера, тот пристыжено молчит) Шутка.
  • Балетмейстер (предельно вежливо): О чем Вы еще хотели спросить?
  • Критик: (развеселясь) То-то же. Художник, обидеться хотел? На кого? на меня? Рубаху, понимаешь, парня, короля, понимаешь, критиков?!! (серьезно) Такая проблема… Когда я в своем Театре ставил балет “Лебединое озеро”…
  • Балетмейстер (недоверчиво): Да ну?!!
  • Критик (застенчиво, покраснев): Ну да. (сурово) Так вот — это же не труппа, это звери, это интриганы! Говорю им: не думайте. Не слушаются, думают. Еще спрашивают.
  • Балетмейстер(в ужасе): Как! Что?
  • Критик: Ну, вот, например: “Мужик, а ты вообще кто?” Представляешь? Умники!
  • Балетмейстер (возмущенно): Какая наглость! Вы… Вы должны были им объяснить…
  • Критик(махнув рукой, обреченно): Куда уж. Закурить хочешь? (раскуривают бычок от гаванской сигары; на балетмейстера находит тяжелая меланхолия, на критика тоже) Культуры никакой нет, — плоды советского образования. Да никогда в жизни никто из них не вспомнит хореографию “Лебединого озера” так, как я вспомню. (воодушевляясь) Да я вообще, можно сказать, на премьере Одетту танцевал! (передразнивая) Они не верят! (возвышая голос, трагически) Боже, не знать меня! Ведущего критика польской газеты “Зверски переврав”!
  • Балетмейстер (тактично): Что и говорить — серость.
  • Критик (вздохнув) Вот и я о том же. (деловито) Ну, ладно. Поговорили и хватит. Расшифровку я тебе не покажу: человек я честный, придумывать не способен. (вздыхает глубже) Таких честных мало осталось! (размышляет про себя, неожиданно) Если разобраться, что бы было с театром, если бы не мы?
  • Балетмейстер: Вот и я думаю… (немая сцена)

 

Занавес.

 



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.