|
Волгоград-фортепиано-2000
Несколько
десятилетий тому назад существовала
замечательная практика выпуска
тематических сборников, посвященных
исполнительскому искусству вообще и
фортепианному, в частности. Достаточно
указать на серии «Музыкальное
исполнительство», «Пианисты
рассказывают» и другие, предназначенные
для широкого круга читателей, как
профессиональных музыкантов, так и
любителей. В последние годы выход такого
рода изданий прекратился по причинам,
надо полагать, не только финансового
характера. Отрадно, что затянувшаяся
пауза, наконец-то, прервана появлением
сборника под несколько неприметным
названием «Волгоград-фортепиано-2000» (Сборник
статей и материалов по истории и теории
фортепианного искусства – Волгоград: ООО
«Л.Б.Ф.», 2000 – 300 стр.).
Конечно, «география»
издания значительно шире заявленной в
названии, хотя временной масштаб
соответствует ему в стремлении осмыслить
на рубеже веков пианистическое искусство
уходящего ХХ века. Это
и проникновение в тайны интерпретации
Марией Гринберг бетховенской сонаты (Бетховен.
Соната ор.2 № 2 с пометками М.И.Гринберг.
Публикация О.А.Макаровой), и открытие
имени забытого русского композитора
Генриха Пахульского (Н.Б.Пушина.
О целесообразности использования
фортепианных произведений Пахульского в
концертной и педагогической практике),
и размышления о проблемах пианизма, что
называется, «из первых уст» (Кэрола
Гринди. Из бесед с пианистами. Кстати,
записи четырех из них – Раду Лупу,
Андраша Шиффа и ныне, увы, покойных Шуры
Черкасского и Джона Огдона включены
фирмой «Philips»
в серию «Великие пианисты ХХ века»).
Впервые изданы авторские, бесцензурные
редакции воспоминаний И.В.Никоновича о
Софроницком и Г.Б.Гордона о
Нейгаузе. Значительный интерес
представляет публикация
беседы редактора-составителя
сборника Михаила Лидского с Игорем
Никоновичем, дополняющей образ Владимира
Владимировича Софроницкого новыми, порой
неожиданными чертами.
Особо следует сказать о
подборке материалов, посвященных Эмилю
Григорьевичу Гилельсу. Его искусство,
казалось бы, не нуждается ни в
представлении, ни тем более в защите.
Действительность, однако, достаточно
печальна. С одной стороны, сложилась
некая завеса умолчания вокруг имени
Гилельса: отсутствует развернутая
биография музыканта (за исключением
давнишней книги С.М.Хентовой и, к
сожалению, неоконченной работы Л.А.Баренбойма),
нет книги воспоминаний о нем (ими
удостоены едва ли не все крупнейшие
отечественные пианисты – к 100-летию Марии
Юдиной вышел в свет капитальный сборник,
включивший ее дневники, переписку и
воспоминания; в который уже раз
переиздаются воспоминания и статьи
Генриха Нейгауза; стремительно растет
число работ – зачастую весьма
сомнительного свойства – посвященных
Святославу Рихтеру). С другой – даже
немногочисленные публикации о Гилельсе
нередко полны недостоверной информации,
выходят за грань допустимого
субъективизма в оценке его искусства.
Достаточно вспомнить печальной памяти
статью С.М.Хентовой «Неизвестный Гилельс»,
вызвавшую справедливую критику на
страницах музыкальных изданий. Даже в
своих монографиях о Мстиславе
Ростроповиче и пианистке Маргарите
Федоровой С.М.Хентова не удержалась от
сведения с Гилельсом недостойных счетов
– увы, семена высокомерного и
снисходительного отношения к творчеству
Эмиля Григорьевича, посеянные в свое
время Нейгаузом, продолжают давать свои
всходы (в этом контексте оправдана
повышенная эмоциональность статьи Г.Б.Гордона
«Импровизация на заданную тему»).
Тем ценнее воспоминания
Г.Б.Гордона и А.С.Церетели, воссоздающие
образ Гилельса, равновеликого человека и
музыканта, скромного и предельно
деликатного в повседневной жизни,
душевно открытого и щедрого в общении с
близкими ему по духу людьми,
бескомпромиссного в своем искусстве.
Становится понятной известная
замкнутость Гилельса, объяснимая не
только природной застенчивостью, но и
абсолютной погруженностью в строгое и
честное служение Музыке. Воспоминания
отмечены трепетным и
уважительным отношением к артисту и в
то же время лишены столь
распространенной в мемуаристике ложной
многозначительности, когда даже в
мимоходом оброненной фразе обязательно
выискивается какой-то потаенный смысл.
Одна французская
поговорка гласит, что «цена человека
растет, когда его слушают». Цена великих
музыкантов растет не только, когда мы
слушаем концерты
или записи, но и когда нам внятно
напоминают о высочайшей планке, которая
была задана их искусством.
Представленный сборник в полной мере
служит этой благородной задаче.
Андрей
Аполлонов.
|