topliteratura.gif (4465 bytes)
Назад

Главная страница

raspor.gif (49 bytes) 


Волгоград-фортепиано-2000

Несколько десятилетий тому назад существовала замечательная практика выпуска тематических сборников, посвященных исполнительскому искусству вообще и фортепианному, в частности. Достаточно указать на серии «Музыкальное исполнительство», «Пианисты рассказывают» и другие, предназначенные для широкого круга читателей, как профессиональных музыкантов, так и любителей. В последние годы выход такого рода изданий прекратился по причинам, надо полагать, не только финансового характера. Отрадно, что затянувшаяся пауза, наконец-то, прервана появлением сборника под несколько неприметным названием «Волгоград-фортепиано-2000» (Сборник статей и материалов по истории и теории фортепианного искусства – Волгоград: ООО «Л.Б.Ф.», 2000 – 300 стр.).

Конечно, «география» издания значительно шире заявленной в названии, хотя временной масштаб соответствует ему в стремлении осмыслить на рубеже веков пианистическое искусство уходящего ХХ века.  Это и проникновение в тайны интерпретации Марией Гринберг бетховенской сонаты (Бетховен. Соната ор.2 № 2 с пометками М.И.Гринберг. Публикация О.А.Макаровой), и открытие имени забытого русского композитора Генриха Пахульского (Н.Б.Пушина. О целесообразности использования фортепианных произведений Пахульского в концертной и педагогической практике), и размышления о проблемах пианизма, что называется, «из первых уст» (Кэрола Гринди. Из бесед с пианистами. Кстати, записи четырех из них – Раду Лупу, Андраша Шиффа и ныне, увы, покойных Шуры Черкасского и Джона Огдона включены фирмой «Philips» в серию «Великие пианисты ХХ века»). Впервые изданы авторские, бесцензурные редакции воспоминаний И.В.Никоновича о Софроницком и Г.Б.Гордона о  Нейгаузе. Значительный интерес представляет публикация  беседы редактора-составителя сборника Михаила Лидского с Игорем Никоновичем, дополняющей образ Владимира Владимировича Софроницкого новыми, порой неожиданными чертами.

Особо следует сказать о подборке материалов, посвященных Эмилю Григорьевичу Гилельсу. Его искусство, казалось бы, не нуждается ни в представлении, ни тем более в защите. Действительность, однако, достаточно печальна. С одной стороны, сложилась некая завеса умолчания вокруг имени Гилельса: отсутствует развернутая биография музыканта (за исключением давнишней книги С.М.Хентовой и, к сожалению, неоконченной работы Л.А.Баренбойма), нет книги воспоминаний о нем (ими удостоены едва ли не все крупнейшие отечественные пианисты – к 100-летию Марии Юдиной вышел в свет капитальный сборник, включивший ее дневники, переписку и воспоминания; в который уже раз переиздаются воспоминания и статьи Генриха Нейгауза; стремительно растет число работ – зачастую весьма сомнительного свойства – посвященных Святославу Рихтеру). С другой – даже немногочисленные публикации о Гилельсе нередко полны недостоверной информации, выходят за грань допустимого субъективизма в оценке его искусства. Достаточно вспомнить печальной памяти статью С.М.Хентовой «Неизвестный Гилельс», вызвавшую справедливую критику на страницах музыкальных изданий. Даже в своих монографиях о Мстиславе Ростроповиче и пианистке Маргарите Федоровой С.М.Хентова не удержалась от сведения с Гилельсом недостойных счетов – увы, семена высокомерного и снисходительного отношения к творчеству Эмиля Григорьевича, посеянные в свое время Нейгаузом, продолжают давать свои всходы (в этом контексте оправдана повышенная эмоциональность статьи Г.Б.Гордона «Импровизация на заданную тему»).

Тем ценнее воспоминания Г.Б.Гордона и А.С.Церетели, воссоздающие образ Гилельса, равновеликого человека и музыканта, скромного и предельно деликатного в повседневной жизни, душевно открытого и щедрого в общении с близкими ему по духу людьми, бескомпромиссного в своем искусстве. Становится понятной известная замкнутость Гилельса, объяснимая не только природной застенчивостью, но и абсолютной погруженностью в строгое и честное служение Музыке. Воспоминания отмечены трепетным  и  уважительным отношением к артисту и в то же время лишены столь распространенной в мемуаристике ложной многозначительности, когда даже в мимоходом оброненной фразе обязательно выискивается какой-то потаенный смысл.

Одна французская поговорка гласит, что «цена человека растет, когда его слушают». Цена великих музыкантов растет не только, когда мы слушаем  концерты или записи, но и когда нам внятно напоминают о высочайшей планке, которая была задана их искусством. Представленный сборник в полной мере служит этой благородной задаче.

Андрей Аполлонов.

 


Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.