Назад

Главная страница

 

Что же дальше...

Мы хотим видеть дальше, чем окна дома напротив.
Мы хотим жить: мы живучи, как кошки.
И вот мы пришли заявить о своих правах.
Слышишь шелест плащей? Это мы!
Дальше действовать будем мы...

Гр. «Кино»

    Сегодняшним своим выступлением я уже в третий раз подвожу итог работы Московского Музыкального Вестника за прошедший концертный сезон. Если быть точным, то сегодня дело обстоит не совсем так, как, например, в июне 1997. Тогда, помнится, мы ушли в летний отпуск почти день в день с финальным концертом сезона в БЗК. В 1998 году мы также закрылись на лето сразу по окончании сезона, непосредственно после этого запустив неофициальный сайт XI Конкурса им. Чайковского, и окончательно завершив работу только после окончания Конкурса. В прошлом году, по объективным причинам, мы закрылись на лето несколько раньше официальной даты окончания сезона. В этом году происходит почти то же самое. То, да не то.
    Прежде всего, в июне в Москве пройдет масса отличных концертов. Да и вообще, музыкальная жизнь, как в реальном мире, так и в сети, пока что даже не думает затихать на лето. По традиции, последняя в сезоне Колонка редактора должна содержать не только и не столько анонс очередного номера, но и подведение итогов работы за прошедший сезон, и сообщения о планах на будущее, и анализ, и прогнозы... Должен сказать, что жизнь подкинула мне более чем достаточное количество материалов для всего этого. Изменения произошли, происходят и, есть подозрение, что продолжат происходить в ближайшее время. Правда, я уже несколько отвык подробно рассказывать здесь о том, что творится вокруг. Но попробовать стоит.
    Прежде всего, все-таки, о сегодняшнем номере. Собственно, номер, как таковой, может и не выйти. В основном потому, что, к сожалению, на момент написания этих слов у меня почти нет свежих материалов. Возможно, что-то есть в почтовом ящике у Ильи, но он уехал в круиз по Волге до 20 июня, поэтому мне о содержимом его ящика ничего неизвестно. Могу гарантировать, что вместе с этой Колонкой будет опубликована очередная порция новостей, но не более того. Таким образом, сегодняшним выпуском я прощаюсь с читателями до сентября, но появления свежих материалов можно ожидать вплоть до конца июля. Ну, а какова будет частота обновления наших проектов – предсказывать не берусь вообще.
    Одним словом, можно лишь уже в который раз посоветовать, во-первых, подписаться на наш новостной список рассылки, а во-вторых, периодически обращать внимание на нашу главную страницу – оба эти источника дают исчерпывающую информацию об обновлениях. Список рассылки, как можно догадаться, более оперативен в этом смысле.
     Еще одно сообщение организационного характера. Моя затяжная борьба за программу радио «Орфей» в очередной раз принесла результат, который уже ощутили все, кто подписан на соответствующую рассылку. В этот раз я не буду даже пытаться предсказать, какова будет периодичность публикации «Орфея». Возможно, это была разовая удача, но возможно и что программа все-таки начнет рассылаться регулярно. В Колонке я уже неоднократно объяснял причины нерегулярности выхода «Орфея», но, судя по тому количеству возмущенных писем, которое мы получили в последнее время, до сих пор не все в курсе дела. Итак, программа радио «Орфей» вообще говоря, распространяется за деньги. Которых у ММВ, естественно нет. По этому поводу приходится искать какие-то обходные пути для того, чтобы ее все-таки достать. Такой путь мы нашли, однако, поскольку канал неофициальный, сложно требовать от нашего источника хоть каких-то гарантий. Отсюда перебои с рассылкой и вебом.
    Кажется, это все, что у меня было сообщить о текущих делах. Можно переходить к тем самым итогам, анализу и прогнозам.
    С итогами дело обстоит так. «Московский Музыкальный Вестник» образца июня 2000 года почти полностью удовлетворяет запросы своих создателей по части информационного наполнения, популярности и скорости развития. Обновления в течение этого сезона происходили достаточно регулярно, количество, а главное качество материалов, судя по откликам, читателей в целом удовлетворяло. Особенно хочется отметить наметившуюся в начале января и получившую последовательное развитие вплоть до настоящего момента тенденцию к плавному, но непрерывному росту популярности Вестника. Это привело к тому, что в хит-параде РМС в категории «Классическая музыка» (стандарт де-факто для российских академическо-музыкальных сайтов) ММВ прочно утвердился на первом месте, значительно опережая все остальные сайты по количеству уникальных хостов.
    С моей точки зрения, это отчасти связано с общим ростом количества активных пользователей в русскоязычной сети, однако, думаю, дело не только в этом. Я уже давно говорил о том, что у ММВ до сих пор нет конкурентов. Это, разумеется, не есть хорошо, но поделать тут мы ничего не можем. В то же время наш сайт существует уже более трех лет, и в течение всего этого времени обновляется достаточно часто и регулярно. По моим субъективным оценкам, степень известности Вестника не только в Сети, но и вообще в музыкальном мире (речь о Москве в первую очередь) - то, что называется brand awareness - исключительно высока. Если говорить о стране, и тем более о мире, результаты, конечно, не столь высоки, и все-таки в этом сезоне мы лишь с успехом подтвердили тезис, что пока что в нашей Сети любой человек, разыскивающий материалы об академической музыке, рано или поздно обязательно знакомится с ММВ.
    Насчет конкурентов. Помнится, в прошлой Колонке я обмолвился о наклевывающемся новом проекте по адресу www.music.ru . К сожалению, до сих пор по этому адресу новый проект так и не появился, и сегодня назвать дату премьеры сложно. Но иметь этот адрес в виду в ближайшем будущем все-таки стоит.
    Среди неудач Вестника в прошедшем сезоне я бы упомянул клиническую смерть нашего Дискуссионного листа. В былое время он почти ежедневно радовал подписчиков исключительно интересными постингами, но сейчас письма на него шлются очень нерегулярно, а герои прошлых лет ушли в глубокое подполье. Многие из них периодически попадаются мне навстречу, их адреса до сих пор подписаны на эту рассылку, но общение не клеится. Когда я задаю вопрос, почему от них не видно писем на лист, они только загадочно улыбаются и пожимают плечами. Видимо, стало неинтересно.
    Надо сказать, что Вестник, на круг, весьма успешное предприятие. Я бы даже сказал – удачливое. Но одну весьма важную вещь нам пока что так и не удалось осуществить: создать вокруг нашего сайта жизнеспособное сообщество, клуб энтузиастов, если хотите. Я имею в виду сообщество не поставщиков информации – с этим как раз проблем не так много, а именно сообщество потребителей информации. Причем потребителей не молчаливых, но активных, не стесняющихся высказать свое мнение. Судя по нашим логам, круг читателей расширяется, при этом количество тех, кто читает ММВ постоянно также неуклонно растет. Но вот с чем связано такое упорное нежелание наших читателей общаться друг с другом – для меня загадка. Дабы проверить свою догадку о том, что дискуссионный лист рассылки востребован меньше в силу своей определенной «недемократичности» (в то время как на веб-форуме гораздо легче скрыть свое имя, а стало быть и легче высказываться откровенно. К тому же и почтовый адрес иметь не обязательно), я на скорую руку организовал форум в рамках своей домашней страницы. Думаю, в ближайшее время ссылка появится на главной странице. Что из этого выйдет – посмотрим.
    Не хочу, чтобы меня поняли превратно. Существование Дискуссионного листа или веб-форума для нас отнюдь не самоцель. Но с самого начала мы ставили перед собой задачу не только рассказывать самим, но и дать возможность высказаться всем, кто этого захочет, предоставить любителям классики в сети не только источник информации, но и место для общения. Скорее всего, мы что-то делаем неправильно, но что именно – понять не можем. Буду благодарен за советы.
    Упомянув про отсутствие конкурентов, хочу сразу же себя и поправить. К счастью, в последнее время появилось несколько заслуживающих внимания сайтов, каждый из которых занимается некоторой узкой темой. Качество этих сайтов пока нельзя назвать безупречным, как с точки зрения оформления, так и сточки зрения информационного наполнения. Но радует уже одно то, что процесс идет, что появляются люди, которые готовы потратить часть своего времени на то, чтобы заполнить тот информационный вакуум, который до сих пор имеет место быть, когда речь заходит о классике. Это значит, что со временем обязательно появится и сайт, создатели которого будут достаточно амбициозны для того, чтобы попытаться охватить всю тему целиком. Льщу себя надеждой, что наш опыт, частью изложенный в Колонках, хотя бы в чем-то им поможет.
    Кстати, раз уж речь зашла об источниках информации. К моему большому сожалению, по неизвестным причинам в Москве перестал выходить журнал «Филармоник», о котором я говорил в прошлой Колонке. Надеюсь, это временное явление, хотя и весьма грустное – проведя в Москве всего два месяца, я успел привыкнуть к тому, чтобы каждые две недели покупать на книжном лотке в консерватории свежий номер этого журнала. Хочется верить, что мне не придется оставлять свою привычку осенью, когда я вновь соберусь посетить «самый лучший город на Земле» ((С) гр. Браво).
    Кажется, мы плавно перешли от обсуждения виртуальной жизни к обсуждению реальной. Что ж, и здесь произошло кое-что, на что мне хотелось бы обратить внимание читателей. Прежде всего, после мучительно долгого ожидания, наконец решен вопрос о том, кто станет новым главным дирижером Госоркестра. После переговоров с Министерством культуры РФ, этот пост согласился занять Василий Синайский. Для тех, кто в танке, напоминаю, что еще раньше этот пост предлагалось занять Александру Лазареву, но он отказался, т.к. не мог проводить с оркестром столько времени, сколько требовалось по условиям предложенного ему контракта. Кроме того, по неофициальным данным, одним из условий, которые выдвинул Лазарев, было проведение стопроцентного конкурса в оркестр (то есть набор всех музыкантов заново), на что коллектив, конечно, пойти не захотел.
    Вообще, проблемы Госоркестра были довольно подробно освещены в прошлой «Стретте» мной при участии Кирилла Боровицкого (которому я очень благодарен за сотрудничество). Как мы и предполагали, через месяц после публикации этот материал уже стал исторической справкой. Период безвластия в Госоркестре закончен. Пока остается лишь догадываться о том, как сложатся отношения Синайского и ГАСО. Делать какие-либо выводы на этот счет я остерегусь, заметив в скобках, что, по моим личным наблюдениям, кандидатура Лазарева воспринималась общественностью с куда большим энтузиазмом.
    А пока Минкульт договаривался с Василием Серафимовичем, на официальном сайте ГАСО прошло голосование по вопросу «Кого бы Вы хотели видеть на посту Главного дирижера ГАСО?». Ссылка на этот опрос уже убрана с сайта оркестра, как будто его там и не было, хотя само голосование все еще продолжает работать, а результаты пока не опубликованы. Интересующимся я предлагаю самостоятельно найти это голосование в списке «Культура/искусство» на www.voting.ru . Выбор кандидатов был вполне представителен. Организаторы опроса воздержались от включения в список таких заведомо «липовых» имен, как, скажем, Рикардо Мути. Вместо этого они постарались собрать как можно большее количество дирижеров, хотя бы теоретически имеющих возможность претендовать на власть в ГАСО. Я предлагаю читателям ознакомиться с результатами голосования на 7 июня (всего к этой дате проголосовало 150 уникальных хостов):

Гергиев                       41 (27%)
Светланов                  37 (24%)
Лазарев                       27 (18%)
Синайский                 26 (17%)
Федосеев                    6 (4%)
Спиваков                   3 (2%)
Орбелян                     3 (2%)
Ведерников                3 (2%)
Горенштейн               2 (1%)
Зива                            2 (1%)

    Не уверен, что в голосовании участвовал хоть сколько-нибудь представительный срез нашего музыкального общества, более того, не уверен, что система voting.ru полностью защищена от накруток. И все-таки расклад получился довольно интересный. Особенно, если помнить о том, как развивались события.
    С самого начала казалось, что Лазарев побеждает с явным преимуществом, в первом, так сказать, туре. Однако, примерно через неделю Светланов внезапно вырвался вперед, что было весьма неожиданно, если учесть, что до этого, к моменту, когда Лазарев набрал уже 20 голосов, у Светланова их было всего 6. После этого Светланов довольно долго держал первое место. При этом еще через неделю сильно возросли шансы на победу Гергиева (хотя за первые две недели он набрал всего 12 голосов). Далее основная борьба развернулась между Светлановым и Гергиевым (причем Светланов постоянно оказывался на два-три голоса впереди). В начале июня Гергиеву все-таки удалось обойти Светланова, и на момент написания он довольно уверенно держит первое место уже в течение трех дней. Кроме того, примерно в то время, когда было объявлено о назначении Василия Синайского, он тоже резко и значительно прибавил, к концу голосования уступая Александру Лазареву лишь один голос.
    Остальные кандидаты не вызвали сколько-нибудь заметного энтузиазма у респондентов. Может быть, только Владимир Федосеев выглядел несколько лучше на фоне аутсайдеров, набрав 6 голосов. Разумеется, нельзя сбрасывать со счетов и то, что у Федосеева, как и у Спивакова, и у Зивы, и у всех остальных (кроме Лазарева, Светланова и Синайского) есть свои коллективы в Москве, и об этом наверняка было известно голосовавшим. Почти все они, видимо, сделали довольно логичное заключение, что ни один из дирижеров не захочет уходить в другой коллектив, даже если речь идет о Госоркестре. В этой связи довольно неожиданным оказывается лидерство Валерия Гергиева. Судя по результатам, способность Гергиева к успешной экспансии оценивается голосовавшими довольно высоко. Вероятно также, что в Гергиевском первом месте сыграл определенную роль и распространившийся в Москве слух, о котором чуть ниже.
    Не знаю, стоит ли подробнее комментировать эти результаты. Мне кажется, мы с Кириллом уже достаточно четко выразили свое мнение в «Стретте». Наша статья вкупе с результатами данного голосования (о легитимности которого предоставляю судить самим читателям) – уже более, чем достаточный материал для интересных размышлений за утренним кофе или вечерним пивом.
    Теперь о слухе, существование которого я констатировал выше. Речь идет о том, что многие в Москве считают уже практически решенным вопрос об уходе Владимира Васильева с поста руководителя Большого театра в обозримом будущем. Пожалуй, наиболее ярко этот слух был обоснован и проиллюстрирован в последнем номере журнала «Эксперт». Там же говорится и том, что есть вероятность назначения на освободившееся место Валерия Гергиева, художественного руководителя Мариинского театра. Таким образом, произойдет объединение дирекций двух театров, как это уже было когда-то.
     О том, насколько веские основания существуют для такого заключения, мне бы не хотелось здесь говорить, тем более что на прошедшей недавно пресс-конференции по поводу гастролей оркестра театра Ла Скала и Рикардо Мути, Гергиев отверг такой вариант развития событий. И все же существует вероятность того, что в ближайшее время Министерству культуры и Президенту (ведь Большой театр находится под его личным контролем) придется вновь начать поиски «главного», теперь уже для Большого театра.
    Вернемся теперь к ситуации вокруг ММВ. Говоря об итогах работы сайта, я не случайно употребил фразу «в теперешнем его состоянии». В прошлой Колонке я уже сообщил о том, что мы планируем серьезную реорганизацию нашей работы. Рассчитывая сегодня более подробно рассказать о сути реорганизации. К сожалению, на пути осуществления наших планов неожиданно возникли довольно серьезные препятствия, и в настоящее время мы озабочены поиском выхода из создавшейся ситуации. Таким образом, сегодня, когда у нас пока нет хотя бы частичного видения того, как будет выглядеть Вестник в следующем сезоне, рассуждения о наших теоретических выкладках на эту тему считаю преждевременными. При неудачном раскладе, на сайте произойдут лишь косметические изменения, а сама структура и стиль работы останутся прежними. Если же обстоятельства сложатся для нас более удачно, думаю, Вестник станет гораздо более удобным и, возможно, еще более популярным проектом.
    Завершая свой сегодняшний монолог, мне хотелось бы отвлечься от проблем мирового масштаба и сообщить об одном, может быть, не столь широко освещаемом, зато очень важном событии. В Московской консерватории случился очередной выпуск. Ежегодная серия госэкзаменов, привычные броуновские перемещения выпускников в надежде поскорее подписать обходной лист – и все закончилось.
    Собственно, это тема никогда до этого не привлекала к себе внимания ММВ. Но в этот раз, как я и сказал в начале, все иначе – в этот раз консерваторию заканчивали мы сами.
    Между прочим, эпиграф, пускай и в несколько агрессивном тоне, говорит именно об этом знаменательном факте биографии тех, кто имеет к Вестнику самое непосредственное отношение. А также о тех, к кому имеет непосредственное отношение сам Вестник, и кто составляет значительную часть его аудитории. Собственно, самые серьезные заявки на самостоятельность (во всех смыслах) были сделаны уже довольно давно. Однако настало время, когда мы наконец-то получили формальное право на эту самую самостоятельность, и намерены использовать это право с полной отдачей.
    Разумеется, чем дальше от нас будут удаляться «наши университеты», тем с большей нежностью мы будем о них вспоминать. Не беда, что зачастую мы учились не благодаря, а вопреки. В конечном итоге, любое движение вперед возможно только при наличии определенного сопротивления. Бывало, мы учились и друг у друга. Это тоже не всякому дано. Но, может быть, самое главное из всего того, что мы умеем сегодня и чего не умели многие до нас - это не ждать удобного случая, теряя время, а подстраиваться под обстоятельства и заставлять время работать на нас.
    В то же время я не чувствую ностальгии по уходящему времени, я просто думаю, что это - факт. В жизни есть судьба - но нет необходимости. Есть что-то, что завоевываешь каждый день, но никогда не можешь завоевать навсегда. Именно это заставляет нас подниматься с постели по утрам. Время, которое уходит, научило нас не только точно формулировать собственные цели, но и последовательно к ним стремиться, не растрачиваться на мелочи, не пугаться препятствий... И, конечно, держать удар.
    Вчера мы переживали из-за несданных зачетов, а сегодня искренне рады тому, что больше никаких зачетов сдавать не придется. Боюсь, только, что тут мы обманываемся. С завтрашнего дня нам придется сдавать зачеты каждый день, вот только права пересдачи могут не предоставить. Впрочем, и к этому мы, кажется, уже готовы.
                                                           ***

    Позади еще один сезон. Так случилось, что сегодня, против обычного, мне сложно сказать, каким будет Вестник в сентябре. Придется нашим читателям готовиться к сюрпризу. Хочется верить, что нам удастся сделать этот сюрприз приятным.
    За сим позвольте попрощаться до сентября и пожелать теплого лета и приятного отдыха. А самое главное – удачи!
    Всегда ваш,

Борис Лифановский,

boris@lifanovsky.com



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.