|
Что тут у нас…
А за окном бушует
месяц май …
Пресняков-младший,
кажется…
Строго говоря, месяц май
еще пока наступил не совсем, и все же за окном
бушует что-то настолько невообразимо прекрасное,
что я позволил себе это маленькое поэтическое
преувеличение. То есть мы с Пресняковым себе
позволили..
Несмотря на то, что в прошлом выпуске я
зарекся философствовать в Колонке на общие темы,
сейчас просто не нахожу в себе сил молчать. В ходе
подготовки очередного выпуска новостей (который, к сожалению, в этом номере
получился более чем скромным по размерам) я,
среди прочего, тщательно изучал все материалы,
опубликованные газетой “Культура” в последнее
время. Постоянные читатели моих опусов помнят,
что
некоторое
время назад я очень
хвалил “Культуру”. Похоже, что похвалы были
преждевременными, т.к. несколько последних
номеров этой газеты привели меня в ужас.
Подозреваю, что в скором времени придется
посвятить этой теме отдельный материал. По
крайней мере, я уже начал собирать цитаты и
заголовки. Думаю, за многие из них тот же
“Московский Комсомолец” дал бы очень дорого.
Грустно видеть, что стиль, до недавнего времени
присущий лишь “желтой” прессе, приходит во
вполне респектабельные издания, в частности в
газету “Культура”. Я отлично знаю, что такое
борьба за читателя, но тут, кажется, есть своего
рода парадокс: а нужен ли “Культуре” читатель,
спокойно воспринимающий “дворовый” стиль
письма, который в последнее время активно
осваивают многие авторы этого издания? Я уж не
спрашиваю о том, нужна ли этому читателю газета
“Культура”…
Ну да ладно. Поговорим о более приятных
вещах. О свежем номере ММВ, если быть точным.
Кстати, на днях с грустью обнаружил, что до конца
сезона осталось лишь два номера, не считая
текущий. ММВ выпустит очередной номер в конце
мая, после чего регулярные обновления
прекратятся до сентября. Исключение, возможно,
будет сделано для
программы радио “Орфей”, а также для наших проектов, график
обновления которых зависит не от нас, а от их
авторов. Впрочем, я опять отвлекся. Об этом мы
поговорим через пару недель, а пока все-таки
вернемся к обсуждению новых материалов.
Несомненно самыми интересными
материалами номера я бы назвал публикацию Кирилла Веселаго в рубрике
“Аналитика” и мнение
известного пианиста Михаила Лидского в
“Стретте”.
Кирилл Веселаго – автор нашумевшего в
свое время узкопрофессионального бестселлера
“Призрак оперы N-ска”, в
героях которой без труда узнать руководители и
сотрудники Мариинского театра. На страницах ММВ
г-н Веселаго публикует свои рассуждения об
оперной режиссуре. Не возьмусь комментировать
этот материал, но на мой субъективный взгляд он
представляет собой исключительно интересное
чтение даже для тех, кто может быть в чем-то не
согласен с автором.
Материал Михаила Лидского также весьма
интересен. Кроме того, в качестве приложения к
этой статье мы публикуем англоязычную рецензию на фильм
Брюно Монсенжона. Затрудняюсь сказать, в какой
газете была опубликована эта рецензия. Точно
знаю, что ее прислал на Дискуссионный лист ММВ
Максим Рейдер, так что, вероятно, ему известен
первоначальный источник этого текста. В данном
контексте эта рецензия служит,
во-первых, иллюстрацией к статье г-на Лидского, а
во-вторых, прекрасно демонстрирует различие в
восприятии многих вещей российскими и западными
зрителями. К сожалению, у нас не было времени
перевести ее на русский язык.
Далее, лично меня очень впечатлил другой
материал в сегодняшней “Аналитике”: статья Р.Поспеловой
про Арс Нова. Здесь я тоже хотел бы
воздержаться от комментариев, просто
настоятельно рекомендую это материал к
прочтению всеми: и читается хорошо, и для общего
образования полезно. Этот материал был
опубликован в журнале “Старинная музыка”.
Кстати, хотелось бы поблагодарить Юлию Пушкину, которая
регулярно отбирает и готовит к публикации в ММВ
самые интересные материалы из этого журнала.
Возвращаясь к уже упомянутым сегодня новостям – сегодня в них опубликовано
сообщение о завтрашней премьере “Спящей
красавицы” в Мариинке. За последние несколько
дней у меня состоялось несколько споров с
разными людьми относительно того, какой вклад
внесла газета “Русский
телеграф” в освещение культурной жизни
России. В комментарии к сообщению о премьере я
позволил себе обратить внимание читателей на
интервью, которое “Русский телеграф”
опубликовал примерно год назад. Кстати сказать,
ММВ несколько раз публиковало перепечатки из РТ,
и я не припомню случая, когда бы эти перепечатки
не были интересными.
Это я к тому, что газета все же была
хорошей, а отдел “Культура” – просто
замечательный был. Как бы ни относиться ко многим
авторам РТ в отдельности.
Из неприятных новостей. По объективным
причинам Ира Петухова не
смогла подготовить очередной выпуск афоризмов
Натана Перельмана. Мне доподлинно известно, что
причины были серьезные, кроме того, Ира обещает,
что к следующему номеру на-гора выдаст двойную
порцию афоризмов. Надеюсь, что до того времени
читатели не успеют заскучать.
Тем более, что редакция ММВ не оставляет
своих попыток развеселить их тем или иным
способом. В частности, только недавно мы
обнаружили совершенно очаровательную ошибку в Бюллетене концертов, из-за которой список концертов был
апрельский, а числа и дни недели публиковались
мартовские. Новые технологии – они для того и
существуют, чтобы искать в них ошибки. Да и потом,
ошибка была, мне кажется, настолько изящной, что
многие читатели восприняли ее скорее как
головоломку (см. Книгу отзывов). И, тем не менее,
я прошу всех принять мои извинения за те
неудобства, которые могла причинить Вам эта
неполадка.
Среди других неприятностей можно
отметить отсутствие оформления для рубрики “Стретта”, а также
отсутствие идеологического вступления для нее,
которое я обещал написать в прошлый раз, да все
как-то недосуг. Надеюсь, я справлюсь с этой
задачей хотя бы до конца сезона…
В заключение мне хотелось бы
проанонсировать концерт 2 мая в Малом зале
Московской консерватории в 14.00. Наталья Гутман
(виолончель) и Элисо Вирсаладзе (фортепиано)
собираются исполнить все сонаты Бетховена для
виолончели и фортепиано. С моей точки зрения – это исторический концерт. Думаю, что
те, кто придет в Малый зал 2-го числа днем получат
исключительно яркие впечатления.
Здесь я оставляю
читателей наедине с журналом, желаю приятного
чтения и надеюсь увидеть всех здесь же через две
недели. Удачи!
Борис
Лифановский
boris@lifanovsky.com
|