Назад

Главная страница

 


Продолжение следует…

А все кончается, кончается, кончается,
Едва качаются перрон и фонари.
Глаза прощаются, надолго изучаются.
И так все ясно, слов не говори.
...
А голова моя полна бессонницей,
Полна тревоги голова моя...
И, как расти не может дерево без солнца,
Так не могу я быть без вас, друзья!
...
Мы будем гнуться, но наверно не загнемся,
Не заржавеют в ножнах скрытые клинки,
И мы когда-нибудь куда-нибудь вернемся...

В.Канер

   Вопреки мрачным предсказаниям о том, что на первомайской демонстрации и далее везде мы будем ходить в валенках, а также несмотря на пугающие прогнозы Citycat, лета мы, вроде бы, дождались. Оно пришло и, кажется, готово остаться здесь на какое-то время. Вряд ли - надолго, совершенно точно - не навсегда. Хотя, в конечном итоге, это не самое важное.
   “Дело не в том, что представляют собой факты истории, а в том, что они означают и обозначают своим присутствием” - так или примерно так писал в свое время Освальд Шпенглер. Так вот, с наступлением лета я внезапно обнаружил, что многое закончилось, а самое главное - многое началось или вот-вот начнется.
   Прежде всего, завершает свою работу в этом сезоне ММВ. Возможно, несколько раньше, чем следовало бы, однако поставить точку именно сегодня нас вынуждают обстоятельства. О которых чуть позже.
   Вследствие этих самых обстоятельств, очень тихо и как-то сама собой завершилась для нас экзаменационная сессия в дивном учебном заведении (его сервер, кстати, развивается хоть и медленно, но довольно целеустремленно), студентами которого большинство из нас является.
   С грохотом подходит к концу концертный сезон в Москве. Концертов постепенно становится все меньше, зато какие это концерты! Я не удержусь и перечислю только некоторые. 28 мая в БЗК выступает скрипач Шломо Минц, 29 – тоже скрипач Гидон Кремер (обещает сыграть Концерт Чайковского, между прочим!). 2 и 3 июня Владимир Спиваков и его “Виртуозы Москвы”, среди прочего, два раза исполнят нам Второй концерт для скрипки с оркестром Моцарта, а 25 июня состоится концерт Российско-американского молодежного оркестра.
   Теперь о том, что началось.
   Не к ночи будет сказано - начинает работать новое правительство. Пока что всех нас это не очень задевает, пока что нам как-то удается не обращать на них внимание. Хотя, чем ближе пресловутые выборы, тем активнее они начнут напоминать нам о себе. Где взять силы все это выдержать...
   Я все пытаюсь быть интересным для всех. Но видно у меня такой возраст, что постоянно тянет вернуться к “проблемам поколения”. “Ха, другому бы поколению, да теперешние проблемы!” Многие так говорят, некоторые - вслух. Но я все чаще убеждаюсь, что проблемы у всех одни и те же. Что у поколений, что у отдельно взятых людей. И пусть это избитая мысль, пусть. Просто не так уж давно я в первый раз подумал ее сам. И мне стало страшно жалко себя: думал, что мы особенные...
   И все же. Есть у нас одна привилегия, хоть и непонятно, привилегия это или тяжелая обязанность. Да есть ли она на самом деле – тоже непонятно. Вкратце, дело в том, что мы родились в странное время, и, вдобавок, в странной стране (которую, впрочем, лично мне очень сложно будет променять на любую другую). Но утешает то, что все можно поправить. Бог даст, время пройдет само собой, а страну мы постепенно подгоним под свои потребности. Хотя я еще не решил: то ли это все так заблуждаются в свой срок, то ли это действительно наш шанс...
   Возвращаясь к теме начал и концов, я вынужден затронуть тему форс-мажорных обстоятельств, на которые намекнул в конце прошлой Колонки, и которые обещал подробно описать в начале моего сегодняшнего выступления. Думаю, время пришло.
   Не исключено, правда, что многое из того, что я сейчас расскажу, для многих уже является секретом Полишинеля, и все же полагаю, что найдется несколько человек, которые все это услышат впервые. А для тех, кто уже знает все или почти все, не грех будет обратить внимание на подробности.
   Итак, фактором, который коренным образом изменит режим работы ММВ в следующем сезоне, является мое поступление на работу в оркестр Мариинского театра оперы и балета (Санкт-Петербург) под руководством Валерия Гергиева. Собственно, поступил не только я, но и Ира – наша муза, референт и прочая, и прочая. Мы с ней начинаем работать в Мариинке в июне, отпуск (август-сентябрь) проведем в Москве, после чего окончательно закрепимся в городе на Неве. В дальнейшем наши визиты в Москву станут плохо предсказуемыми.
   Кроме того, в июне г-н Норштейн отправляется в мировое турне в составе Российско-американского молодежного оркестра (это была одна из причин, по которой я упомянул о концерте этого коллектива в Москве несколькими абзацами выше). А дальше события могут начать развиваться по двум сценариям. Согласно первому, Илья следующий сезон проведет в Москве, и тогда работа ММВ, хоть и претерпит некоторые организационные изменения, в целом будет налажена так же хорошо, как и прежде. Однако, существует и другой сценарий, по которому, начиная со второй половины сентября, Ильи в Москве может не оказаться (где он будет - не так существенно; кроме того, Илья, насколько мне известно, пока что предпочитает не распространяться о своих планах). В этом случае обновления ММВ, хотя и будут продолжаться, станут гораздо менее регулярными.
   Откровенно говоря, второй сценарий нами пока всерьез не обсуждался, поэтому как-то комментировать такой поворот сюжета я не готов. Комментариев же по первому сценарию предостаточно. И вот мы, наконец, подобрались к центральной теме этой Колонки: как нам обустроить ММВ в следующем году.
   Главная, и для многих, не исключаю, неприятная новость заключается в том, что со следующего сезона ММВ перестает называть себя электронным журналом и прекращает нумеровать обновления. Начиная с сентября, мы будем обновляться не по расписанию, а тогда, когда в этом возникнет необходимость. Более того, видимо, со следующего сезона не вполне корректно даже будет называть ММВ сайтом в общепринятом смысле. Мне представляется, что правильнее будет рассматривать “Вестник”, как некий конгломерат проектов, не связанных ничем более существенным, чем общая тематика. В связи с этим, кстати сказать, у меня возникла мысль о том, что при таком раскладе вряд ли даже имеет смысл как-то расшифровывать аббревиатуру “ММВ”. Вероятнее всего она сама станет названием этого сообщества. Хотя пока это лишь гипотеза.
   Между прочим, в связи с вышесказанным теряет смысл и само понятие обновления. Каждый отдельный проект в рамках ММВ будет обновляться по собственному графику, а для сообщения читателям обо всех обновлениях уже создан еще один список рассылки. В настоящее время он находится в режиме тестирования. Надеюсь, я запущу его в открытое пользование в течение июня.
   Да, раз уж речь зашла о наших списках рассылки, стоит рассказать еще об одной новости. Велика вероятность, что в течение лета мы перенесем все наши рассылки под крыло к list.mail.ru. Поддержкой этого сервера занимается уже успевшая натворить массу полезных дел компания DataArt.
   А сейчас, для того, чтобы читатели смогли хотя бы примерно представить, каким станет ММВ в будущем, я хотел бы набросать примерный список разделов, обновления в которых имеет смысл ждать в первую очередь:

  • “Стретта” (которая унаследует многие черты “Колонок редактора” и обязательно будет обновляться регулярно. Точную периодичность я сейчас называть не буду, но не реже, чем раз в две недели. Написание программного вступления к этой рубрики я отложил до сентября);
  • “Академические концерты Москвы” (все без изменений);
  • Программа музыкального радио “Орфей” (здесь могут быть некоторые сложности, но теперь программа приходит нам на регулярной основе, а это самое главное. Кроме того, Михаил Горшков вроде бы согласился взять на себя нелегкий труд по поддержанию этого сервиса.);
  • Ссылки на музыкальные ресурсы в Сети (их делает Юлия Дмитрюкова, это ее собственный проект, поэтому за подробностями я рекомендую обратиться к ней лично. Насколько мне известно, сворачивать свою деятельность Юлия пока что не намерена)
  • Дискуссионный лист ММВ (этот наш проект будет жить до тех пор, пока не переведутся люди, находящие удовольствие не только в посещении концертов, но и в последующем их обсуждении. Надеюсь, они переведутся не скоро. Кстати, Алексей Винокуров в личной переписке со мной выразил готовность создать и поддерживать открытый для всеобщего пользования архив нашей листовой переписки. За что ему большое спасибо. Хочу надеяться, что этот архив откроется в течение лета.)

   Возможно, также, что будет регулярно обновляться рубрика “Новости”, но в данный момент сложно сказать наверняка.
   Остальные рубрики (“Рецензии”, “Аналитика”, “Литература”, “Интервью”, “Досье”) будут обновляться по мере поступления новых материалов, которые, я уверен, появятся. Но гарантировать (как это было в уходящем сезоне), что раз в две недели обязательно появится что-то новое в большинстве разделов, мы не можем. Другое дело, если на каждую из них найдется редактор, т.е. человек, который добровольно возьмет на себя заботы по розыску авторов и материалов для той или иной рубрики. Пока у нас таких людей очень мало.
   Кроме этих проектов, на ММВ уже довольно давно живут “Клуб любителей Мариинки”, сайт, посвященный композитору Борису Чайковскому, “Театральный клуб” и некоторые другие. У этих проектов есть свои хозяева, которые как работали самостоятельно, так и будут работать. У них свой ритм обновлений, и мы не намерены что-то в этом смысле им диктовать. Насколько я могу судить, “Театральный клуб” обновляется не реже, чем раз в месяц (или даже чаще), “Борис Чайковский” тоже довольно бодр в этом смысле. “Клуб любителей Мариинки” обновляется в чуть более медленном темпе, зато обновления всегда значительные.
   Еще одно замечание по поводу наших планов. В июне часть своего времени я намерен потратить на то, чтобы попытаться организовать действующий филиал ММВ в Питере. Удастся это или нет – сейчас сказать сложно. Для начала мне бы хотелось наладить выпуск Бюллетеня концертов, аналогичного московскому. Если у кого-то есть желание как-то поспособствовать этому процессу – пишите, я готов обсудить условия. Техническую поддержку в этом деле нам, как всегда, оказывает CITYLINE.
   Позвольте на этом закончить мою серию предсказаний. Вообще говоря, осталось еще довольно много идей, которые бродят в наших головах, но которые не были отражены выше. Только вот подозреваю, что в итоге все будет сделано несколько иначе, чем я только что рассказал, поскольку у нас нет привычки точно планировать свою работу. Основная часть перестройки ММВ придется на вторую половину августа, до этого времени мы что-то обязательно забудем, а что-то придет нам в головы только тогда. О наиболее революционных изменениях я рассказал, а детали, мне кажется, уже не так важны. В конце концов, пусть что-то станет для читателей сюрпризом.
   Единственное, чего бы мне не хотелось, это чтобы кто-то начал думать, что ММВ потихоньку сходит со сцены. Поверьте, это не так. Разумеется, жизнь не стоит на месте, что-то меняется, поэтому вполне естественно, что и “Вестник” меняется тоже. Более того, чем дольше я вглядываюсь в наш новый план устройства ММВ, тем больше укрепляюсь во мнении, что такая система будет даже удобнее. Помимо всего прочего, мы постарались учесть мнения, которые были высказаны в присланных нам анкетах (всего их пришло около ста). Так что надеюсь, что в следующем сезоне читателей у ММВ станет еще больше, а недовольных нашей работой – меньше.
   Между прочим, должен откровенно сказать, что в целом я очень доволен тем, как шла жизнь ММВ последние десять месяцев. Читателей у нас действительно становится больше, да и количество публикуемых в один заход материалов растет, хотя и не так быстро, как хотелось бы. Грусть навевает только один факт: за два с лишним года нашего существования не возникло ни одного проекта, способного конкурировать с нами. Самое неприятное, что это отнюдь не потому, что у ММВ все так уж прекрасно. Готов согласиться даже с тем, что, у нас, может быть, больше недостатков, чем достоинств, и все же на страницах “Вестника” можно наблюдать хоть какую-то жизнь. Пожалуй, наиболее заметной попыткой создать что-то по-настоящему крупное и регулярно обновляемое, является электронный журнал Early & Baroque Music. Он существует, кажется, с осени, но до сих пор почему-то не вышел из периода становления. Ясно, что тема, взятая основателями журнала еще уже, чем у нас, но все-таки...
   Искренне убежден в том, что любой монополизм – это очень плохо. Мы действительно стремимся быть объективными, но, к сожалению, субъективизм – основа человеческой природы. В то же время, ММВ является единственным более или менее развернутым источником сведений об академической музыке в нашей Сети, а ведь чем страшна монополия? Она неизбежно навязывает ложные ценности, и тут уж не важно – из каких побуждений. Для того, чтобы составить собственное мнение, просто необходимо черпать информацию из нескольких источников. Как раз этого наши читатели лишены.
   В этой связи с грустью думаю о титанах русской сетевой журналистики: “Русский Журнале” и “Газете.Ру”... Наша сеть наводнена информацией о технологиях и политике. И даже исключительно устойчивый финансово проект, такой, как “Газета.Ру”, не желает тратить ни копейки на “окультуривание” своих читателей. РЖ закопался в демагогии, ГРу не дает покоя политика – все они плевать хотели на русскую культуру. А на мировую – тем более.
   Прекрасно понимаю, что если бы эта мысль была высказана в словесном споре, неминуемо начался бы бесконечный разговор о том, что такое культура, в частности русская, и кой черт о ней, вообще говоря, писать. Но здесь и сейчас я не хотел бы начинать обсуждать эту тему. Мне кажется, достаточно того, что все мы (или, по крайней мере, большинство из нас) прекрасно понимаем, о чем идет речь и чем грозит бесконечное замалчивание всего того, что никак не может повлиять на исход грядущих выборов. Теоретически, в Газете.Ру есть рубрика “Культура”, но те, кто хоть раз интересовался, о чем в ней идет речь, понимают, почему на самом деле я взял это слово в кавычки.
   Думаю, в материалах “Стретты” мы еще не раз вернемся к этой теме, тем более, что, по сути, дело отнюдь не только в “зашоренности” сетевых СМИ. На мой взгляд, речь идет о гораздо более серьезных проблемах, существующих, кстати, не только в России. Есть сейчас и талантливые литераторы, и талантливые музыканты, и художники, наверное, тоже есть (хотя в этой области, я, к своему стыду, не силен). Ряды критиков всех мастей стройны и пополняются день ото дня. Все это есть. А вот живого, настоящего культурного процесса, к сожалению, нет...
   Другое дело, что жизнь – это постоянное движение, а вовсе не, так сказать, “пункт назначения”, поэтому вполне допускаю, что на некоторых “временных перегонах” бесполезно пытаться подводить итоги, если только нет желания спрогнозировать на завтра конец света. Некоторые, правда, придерживаются несколько иной точки зрения, они говорят: “Подведем итоги, пока итоги не подвели нас”.
   Впрочем, не будем пытаться объять необъятное. Надеюсь, в следующем сезоне мы подробно поговорим и об этом, и о многом другом. А пока позвольте все-таки представить вашему, надеюсь, благосклонному вниманию очередной номер “Московского Музыкального Вестника”. Правда, наш последний номер получился в этот раз не очень большим, и все же, думаю, что в нем найдется, что почитать. Сегодня мы заканчиваем публикацию афоризмов Натана Перельмана, а также избранных отрывков из книги замечательного виолончелиста Григория Пятигорского. В разделе “Музыкальные хроники” публикуется материал, подготовленный Юлией Пушкиной. Новости в этот раз для вас готовил Илья Норштейн, при весьма скромном участии вашего покорного слуги. Приятного чтения!
Всегда ваш,

Борис Лифановский
boris@lifanovsky.com

PS. Позади 19 номеров ММВ и 19 Колонок редактора. Мне очень хотелось поделиться с читателями своими мыслями и взглядами, когда погрустить, а когда и посмеяться вместе. За время, прошедшее с начала сентября, когда была написана первая Колонка, действительно многое изменилось. Некоторые из моих тезисов кажутся мне сейчас не совсем справедливыми, а некоторые я до сих пор готов отстаивать несмотря ни на что. Во всяком случае, я старался быть искренним в своих Колонках, и, кажется, мне это удалось. Речь шла о вещах, которые волнуют лично меня, хотя думаю, что о некоторых из них размышляют многие. По крайней мере, я очень на это надеюсь. А еще сильнее надеюсь на то, что “Стретту”, наследницу этих Колонок, мне удастся сделать интересной для еще большего числа людей. Увидимся через три месяца...



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.