Subject: [club-l] Ответ: [club-l] Ответ: [club-l] Tretjakov and Gutman


привет!
-----Original Message-----
From: Lezner, Yuri 
To: 'КЛУБ ММВ' 
Date: Thursday, April 02, 1998 8:12 PM
Subject: RE: [club-l] Ответ: [club-l] Tretjakov and Gutman


>> Дело в том, что благодаря имени Ростроповича или Паваротти на концерты
>> ходят
>> не индивиды - на концерты толпы ходят: это "круто", престижно и т.п. Но
>> что-то не видно людей, которые, увидев Ростроповича, захотели бы серьезно
>> "влезть" в классику.
>Толпы, в конечном счете, состоят из индивидов. Разумеется, большинство
>удовлетворится "Я там был", но не вижу оснований отрицать возможность того,
>что для некоторых игра Ростроповича окажется стимулом для "влезания" в
Дело в том, что Ростропович сейчас, собственно, и не играет вовсе. Если же
это и случается, то исполняются только современные произведения (где
непонятно - правильные ты ноты сыграл или нет). Что же касается всей его
остальной деятельности - честно говоря уже устал все это комментировать...
Ростропович - в прошлом гениальный виолончелист, который больше, чем
кто-либо, сделал для этого инструмента. Все остальное - от лукавого.

>Судя по употреблению слова "понтярщик", Ростропович Вас раздражает не как
>музыкант, а как человек, точнее, раздражает его социальное поведение.
Вполне
Даже не раздражает, а, так скажем, вызывает удивление тот факт, что Р. еще
до сих пор продолжает называться "музыкантом", в то время как сейчас он - 
в
первую очередь общественный деятель. Ростропович-музыкант - это уже история.
Кстати, на грядущей странице ММВ с Mp3 мы планируем выложить его записи
тоже. Это очень интересно!

>здесь он - один из немногих). Не совсем понятно о какой профанации здесь
>идет речь. Если о специальном препарировании музыкальных произведений в
>расчете на массовые вкусы, то это обвинение требует конкретных
доказательств

Не совсем. Речь идет о том, что кем бы ни был Ростропович в прошлом, его
профессиональная состоятельность, как музыканта, в настоящее время - под
большим сомнением. В то же время "большинство" продолжает воспринимать его,
как некий идеал, как эталон исполнения. Я имею в виду не профессионалов в
данном случае, а, как раз, любителей. Таким образом людям прививается
совершенно неверное понимание и ощущение музыки. Я понимаю, что, употребляя
слово "неверный", сразу ставлю себя под удар в дискуссии. Однако, я надеюсь,
что мы разговариваем прежде всего для удовольствия, поэтому позволю себе
этот маленький прокол. В конце концов, ну давайте согласимся на том, что
вообще гничего, строго говоря, не бывает абсолютного. И тем не менее,
видите, у нас у обоих Брамс числится любимым композитором, мы оба так же
любим Третьякова, Гутман, Ростроповича и т.д. Значит все-таки есть общие
понятия, значит можно "вычислить" качество? Не просто так ведь имя Брамса 
до
сих пор не забыто? К чему я это стал говорить... К тому, что все-таки
существуют ОБЪЕКТИВНЫЕ параметры исполнения, по которым можно судить о
качестве. Возможно Вам, как слушателю, думать об этом не обязательно. Я , 
ко
всему  прочему, еще и исполнитель, поэтому ОБЯЗАН такие вещи знать точно. 
В
целом, музыка - искусство, если можно так выразиться, "физиологическое", 
то
есть прежде чем мы расскажем о своих впечатлениях от исполнения, мы его
услышим ушами, оно пройдет через наши органы восприятия, то есть все
произойдет на уровне физиологии раньше, чем мы сможем включить голову и
что-то сказать. Исходя из этого, например, ровный звук у струнника -
необходимейшее условие для того, чтобы слушатель воспринял исполнение. Если
Вам интересно, можем развить эту тему.

> Мне здесь не совсем понятно слово "понятен". Если заменить его на
>"воспринимаем", то Deep Purple тоже не может быть понятен всем. Мне,
>например. Для восприятия (понимания) любого произведения требуется
некоторый
>культурный опыт, т.е. совокупность знаний, навыков и т.п.  (Я употребляю
Совершенно верно. Но если для восприятия поп-музыки необходим только
минимальный опыт, то для восприятия классики необходимо "включить голову",
иначе все пройдет мимо...

>а мне не совсем понятно по какому признаку академическая музыка "выше"
>поп-музыки (если не считать моих личных предпочтений)). Встает вопрос : 
что
По поводу выше-ниже. Прежде всего, давайте все-таки не будем возводить
поп-музыку в ранг отдельной культурной единицы. Для этого просто еще не
прошло достаточное кол-во времени. Поп-музыка существует пока на протяжении
максимум сорока лет. Еще не сложилсь сколько-нибудь устойчивые традиции, 
нет
и непререкаемых авторитетов.. Кроме того, для того, чтобы уничтожить эту 
так
называемую "индустрию" достаточно одного поворота электрического
рубильника - и вся эта химера рассыпется. Причем это реальность - могут
пробки (или что там) на стадионе во время концерта вылететь - могут. И какой
вид тогда имеют господа "музыканты"? Очень бледный. Если сможете -
подскажите такой же простой способ для уничтожения нашего общего любимца
Брамса. ;)

>заставляет людей получать и расширять этот опыт? Полагаю, что чувство
>удовлетворения. Удовлетворения чего? Не знаю. Почему поп-музыка доставляет
>это чувство удовлетворения большему числу людей? Полагаю, что ответ зависит
>от ответа на предыдущий вопрос.
Потому что она легче воспринимается, только и всего...

> А утверждение "Современная поп-культура  построена на оболванивании
>людей" есть штамп, причем штамп неверный. Правильным утверждением было бы 
:
>"Поп-культура построена на принципе - понравится как можно большему числу
>людей".

Правильно, только прежде чем им понравиться, лучше бы их как-то привести 
к
общему знаменателю - облегчить задачу себе. Что с успехом и делается.. Очень
немногие люди действительно имеют свою собственную точку зрения на все:
многие просто верят тому, что им говорят. Сказали, что Майкл Джексон - это
хорошо, вот будем любить Майкла Джексона. Если бы столько усилий, сколько
тратится на создание шоу Джексона, было потрачено на развитие академической
культуры - у нас на ТВ были бы одни каналы "Культура".

>> Опять же, о вкусах не спорят. В игре Третьякова я слышу Брамса, а в игре
>> Кремера - то, как Кремер Брамса понимает. Обвинения меня в голословии 
при
>> необходимости, легко могу опровергнуть: мои понятия о том как следует
>> исполнять музыку и что есть хорошая музыка, а что плохая, строятся не 
на
>> "ощущениях", а на цепочке логических размышлений. Потом, самореклама
>> бывает
>Вопрос о том, кто лучше играет Брамса, это действительно вопрос вкуса. А
вот
>утверждение , что с помощью цепочки логических заключений можно определить,
>что есть хорошая музыка, а что плохая - утверждение сомнительное. Для
Я думаю, что для обсуждения именно этой тему необходим личный прямой
контакт. Здесь столько надо говорить, что, боюсь, у меня руки отсохнуть все
это печатать. Давайте подождем до следующего "сбора" - случится он в связи 
с
ММВ или нет...

>> Так или иначе, концерт Кремера - это "очень престижно", а Третьякова или
>> Гутман - не очень. Помнится, в прошлом сезоне Гутман вообще давала
>> несколько
>> концертов в полупустом БЗК! Чем это можно объяснить?
>Могу объяснить только за себя. Я - давний поклонник Гутман и почти все, 
что
>она играет в последнее время, я слышал много много раз. Очень мало она
>играет что-то новое
Не мне Вам объяснять, что играет она каждый раз по-разному, это во-первых, 
а
во-вторых - Кисин, например играл одно и то же два или три дня подряд - и
ничего, все ломились в зал как в первый раз...

>Пусть это останется на совести этих самых СМИ. Мало ли кто чего напишет?
>Стоит ли так расстраиваться.
Стоит, по той же причине, что и по поводу Рострапа.

>Не понимаю. А что собственно  мешает забыть на концерте все, что о нем
пишут
>и говорят, и просто слушать музыку? Мне, например, очень нравится, как он
Дело не в том, что о нем пишет, а в том, как он играет.

>играет Пярта, Канчели, Губайдулину (я вообще предпочитаю его в современном
>репертуаре) и ни о каких чудесах во время исполнения не помню. Да и после
Откровенно говоря, я не очень люблю "современную" музыку (так же, как и
аутентику, кстати), поэтому судить о качестве ее исполнения мне трудно. ТО,
что у Кремера не звучит - это факт. Может, в совр. музыке не нужен красивый
звук? ;)

>С уважением
>Лезнер Ю.
 С неменьшим

Boris Lifanovsky X:\>
E-mail: boris@doubt.com ICQ#: 3182176
Moscow Music Herald: academic music on-line
URL: http://www.mmv.cityline.ru E-mail: mmv@cityline.ru


TВ