Subject: [club-l] Про HTML, Ростроповича, Стерна, Башмета, Третьякова, Ойстраха и кефир


Привет всем!

Прежде всего - административное сообщение. Я бы очень попросил всех
воздержаться от посылки на лист сообщений в формате HTML. Это очень
затрудняет многим жизнь (мне, в частности). Спасибо.

        < На самом деле я хожу в зал совершенно за тем же, за чем и Вы. (Б.
Лифановский)

>  Знаю! Но выносим в душе своей из зала мы разное. Я, благодаря значительно
> меньшим знаниям, гораздо больше рад и интереса к действу испытывал в
случае игры "не
> маэстро", чем Вы, хотя в ряде мест, может быть, и терял исполнителя из
своего внимания.

Возможно. Но мне все-таки кажется, что по мере приобретения слушательского
опыта новизна впечатлений притупляется и уже начинаешь искать что-то
по-настоящему качественное, а просто "интерес к действу" отходит на второй
план.

>        Ну вот позвольте усомниться в Вашей, Борис, любви к
Ростроповичу-виолончелисту. > Боюсь критика Ваша любого его концерта будет
"не для публикации".

В свою очередь, позвольте Вам, дорогой друг, не позволить! Будучи в здравом
уме и твердой памяти (несколько, впрочем, потрепанными двумя репетициями 
за
день, но не потерявшими блеска и остроты), заявляю громко и во всеуслышанье,
дабы не возникало больше таких вопросов: мне НРА-ВИТ-СЯ
Ростропович-виолончелист. Я могу грустить по поводу его сегодняшнего
невнимания к деталям исполнения, излишне броского поведения, еще миллиона
вещей. Но при всем при этом я прекрасно отдаю себе отчет в том, что судить,
а тем более ОСУЖДАТЬ Ростропивича или Стерна за что-либо просто-напросто 
НЕ
ИМЕЕТ СМЫСЛА. В одной из рецензий я написал по поводу кого-то из них, и
сейчас хочу это повторить: это люди, о которых даже нельзя сказать, что они
ВНЕСЛИ ВКЛАД в мировую культуру. ОНИ САМИ - мировая культура, и об этом
нужно помнить, когда говоришь о них в любом контексте. Ростропович - титан,
сейчас мы, может быть, даже не можем до конца понять, сколько он сделал для
музыки вообще и для виолончели в частности. Это титан, это личность,
масштабы которой поражают воображение и критика в отношении которой возможна
только постольку, поскольку мы, как это ни смешно, привыкли к тому, что этот
человек - наш современник. Я глубоко уверен, что предсказать, что еще нам
преподнесет Ростропович в будущем - невозможно, для этого мы слишком плохо
представляем себе масштабы его дарования. Я сам недавно говорил, что
музыкант обязан каждый раз заново доказывать свою состоятельность, и я не
отказываюсь от своих слов. Но Ростропович уже успел сделать столько, сколько
удавалось сделать очень немногим, и от отностися к той немногочисленной
категории людей, которым уже НЕ НАДО ничего доказывать. От того, что сегодня
кто-то что-то вякнет в его адрес от его деяний не убудет ни на грамм. Он,
как очень немногие, ЗАРАБОТАЛ себе право делать то, что ему хочется. К тому
же, что бы он не делал, как музыкант он себя ни в чем не дискредетировал.
Остальное уже не так важно. Вот что я думаю о Ростроповиче.


>        Позвольте усомниться, Борис, в Вашей любви к сегодняшнему Стерну.
Недавний
> концерт Стерна в консерватории в нашем клубе, по-моему, тоже не был
"жалован"

Что касается Стерна - к нему в полной мере относится то, что я выше сказал 
о
Ростроповиче. Сегодняшний или вчерашний - это про кефир. Концерт был
неудачный, я согласен. Но, во-первых, кроме этого концерта, я не слышал, 
как
Стерн сейчас играет (не исключено, что он не играет вовсе), поэтому
предпочел бы свое мнение на этот счет попридержать пока что.

>        Третьяков! По мне - так это один из блестящих скрипачей
современности. Не
> жалован положительными отзывами тех же скрипачей и прочих профессионалов.
Ужасное
> "видео шоу",

Простите, а кто это Вам сказал? Что не жалован? У меня, например, другая
информация. Может быть, у нас разные понятия о профессионалах?

> организованное Башметом, принесло с собой, по-моему, антирекламу им обоим?
Если
> правильны и не спутаны мои смутные воспоминания, их приуроченный
совместный концерт был > еще хуже всего вышесказанного?

Про совместный концерт ничего не слышал, когда он был? Про супершоу
Башмета - сам смотрел, ужас. Кажется, мы это тут уже обсуждали. Насчет
антирекламу Башмету - не знаю, не знаю, по-моему, это как раз та реклама,
которой он сейчас добивается, это квинтэссенция тех стремлений, о которых 
я
написал чуть раньше. Третьяков может появляться где угодно и в каком угодно
виде. Играет-то он как? В оценке его игры я с Вами, Яков, абсолютно
солидарен, поэтому что тут еще обсуждать. Ну, пришел друга поздравить, ну,
друг не самым красивым образом себя ведет - что тут сделаешь.
Кстати, насчет Башмета - тоже ведь человек очень мощно играл когда-то, а
альт вывел из примерно такого же состояния, из какого когда-то вывел
виолончель Ростропович. Ведь прав Смолкин - очень все неоднозначно в нашем
лучшем из миров...

>        Перлмана в живую из нас наверное никто не слышал? А то было бы
интересно
> услышать, как это выглядело из зала глазами нашего въедливого Российского
слушателя.

Как это не слышал? Я маленький, правда, был, так что это не считается, но
сам факт прошу занести в протокол. Перлман играл в Москве концерт
Чайковского. В начале девяносттых это было, что ли, не помню. Меня мама
водила.

> Пластинки его - потрясающие красотой интепретационного и стилистического
искусства.
Откровенно говоря, к нему у меня отношенние особое, я не совсем согласен 
с
тем, что это образцы хорошей стилистики, во всяком случае, не всегда и не 
во
всем. Однако в целом Перлман, безусловно, ближе к когорте "старых мастеров",
чем тот же Кремер, мне кажется.

>         Короче, ощущение у меня возникает, что лишь издали есть
очень-очень любимые
> "асы". При ближайшем же рассмотрении, в случае, когда рискуют они
выступить с
> концертом, очень не легко им далось бы прочтение "дружественной" критики
людей, весьма > высоко отзывавшихся о них до приезда.

Просто всегда необходимо помнить о том, что живое исполнение - это совсем 
не
то же самое, что запись. Кроме того, Вы судите о Стерне по его последнему
концерту. А потрудитесь-ка припомнить его предпоследний приезд в 1991 году
зимой, когда у него был концерт в БЗК, концерт в МЗК и концерт на
Декабрьских вечерах. С Декабрьских у меня даже видеопленка есть, если кому
интересно, могу, когда буду в Москве, переписать. Я тогда еще в училище
учился и помню, как мы все просто больные им ходили. Это просто шок был.
Причем тогда же он еще и мастер-класс проводил (бесплатный и для слушателей,
и для участников, между прочим!) - мы услышали столько, что я, например, 
до
сих пор перевариваю все это, и вспоминаю, и использую в повседневной
практике, и еще хватит на долго-долго. Так что насчеет любимых асов - это 
Вы
зря...

>        Давид Ойстрах - загадка для меня. Скажите дилетанту, скрипач это
или ни то ни
> се? Если скрипач (очень почитаемый мною, к слову), то почему на
сохранившихся частных
> видеозаписях его выступлений, не смотря на "помпу" Советской власти по
отношению к
> акад. музыке, зал - просто пустой! В первых десяти рядах - 20 человек. 
То
же, кстати, и
> по словам очевидцев, посещавших распространяемые "ненавязчиво" той же Сов.
властью
> "абонементные" концерты. И сейчас как-то не слишком-то о Д. Ойстрахе
вспоминают. Может

Что Вы говорите? Так уж и не вспоминают? Скажу честно, я устал уже дифирамбы
петь всем подряд, уже так вдохновеенно, как про Ростроповича, про Ойстраха
не получится. Но лично я его считаю одни из величайших мастеров - наравне 
со
Стерном. Коган мне не так нравится, по мне он несколько скучноват.
Почему не ходили на концерты - а почему на Гутман не ходят? На Третьякова
почему? У нас люди в основном (как-то так сложилось) идут на оркестр. Если
играет Госоркестр или Когановский - тогда зал полный. Если другой
(Дударовский, скажем - бррр!) - народу уже не так много. Вот так.
Жалко, конечно, что люди не слушают хороших музыкантов, но, с другой
стороны - так мы можем бытть уверены, что в зале - действительно, так
скажем, элита, те, с кем не стыдно сидеть рядом, кто не хлопает между
частями и не забывает отключать сотовый телефон (если есть).

Всегда ваш,
Борис Лифановский
http://www.mmv.cityline.ru
http://www.mmv.cityline.ru/we/boris/
ч└r