Subject: [club-l] О классике и не классике


 Здравствуйте,

Хочу высказаться по частному вопросу, возникшему в ходе обсуждения -  о разнице
между классической музыкой и популярной. Тема весьма "избитая", но все же.
Заранее прошу прощения за обсуждение не классической музыки.

Lezner, Yuri wrote:

> > Вообще, простите мне столь резкое высказывание, но НЕ МОЖЕТ Брамс быть
> > понятен всем. Deep Purple могут, а Брамс - нет. Современная поп-культура
> > построена на оболванивании людей, так, чтобы им приходилось по возможности
> > меньше работать головой.
>         Мне здесь не совсем понятно слово "понятен". Если заменить его 
на
> "воспринимаем", то Deep Purple тоже не может быть понятен всем.

> Для восприятия (понимания) любого произведения требуется некоторый
> культурный опыт, т.е. совокупность знаний, навыков и т.п.

> Встает вопрос : что
> заставляет людей получать и расширять этот опыт? Полагаю, что чувство
> удовлетворения. Удовлетворения чего? Не знаю. Почему поп-музыка доставляет
> это чувство удовлетворения большему числу людей? Полагаю, что ответ зависит
> от ответа на предыдущий вопрос.
>         А утверждение "Современная поп-культура  построена на оболванивании
> людей" есть штамп, причем штамп неверный. Правильным утверждением было 
бы :
> "Поп-культура построена на принципе - понравится как можно большему числу
> людей".

 Я не принадлежу к любителям Deep Purple, но все же считаю этот пример не 
вполне
удачным. Там есть кое-какая музыка, основанная на европейских традициях, 
и
возможно, даже требующая определенных навыков для восприятия. Все-таки это
60-70е годы, когда не стремились "понравиться как можно большему числу людей", 
и
во всяком случае, еще не вполне этим искусством владели.  Мне кажется, что 
нет
особенного противоречия в высказываниях Бориса и Юрия: если задаваться целью
понравиться аудитории размером со стадион, то легче всего сначала эту аудиторию
оболванить и превратить в толпу. В поп-музыке для этого используются всем
известные приемы: особые ритм, громкость, частоты, и т.п. Здесь хочется отметить
следующее: во-первых, все эти приемы воздействуют на слушателя на уровне
"физиологии", - реакция следует за раздражением непосредственно, как при
подколенном рефлексе. Во-вторых, все они позаимствованы не из европейской
музыкальной культуры, а скорее из арсенала африканских и индейских шаманов 
(где
вполне успешно используются в похожих целях). Какие потребности аудитории 
при
этом удовлетворяются, вполне, по-моему, ясно.

Другое отличие поп-музыки в дистанции между музыкантом и инструментом.
Классические музыкальные инструменты развивались так, чтобы эта дистанция 
по
возможности сокращалась - на рояле можно нажатием на одну и ту же клавишу
извлечь бесконечное разнообразие звуков, на органе это сделать сложнее. В
поп-музыке, как правило, требуется выразить весьма простой спектр "сильных"
эмоций, а для этого особое богатство возможностей не требуется - достаточно
регулировки громкости и тембра. А можно еще проще - нажал на кнопку синтезатора,
и он будет нужный ритм или нужную мелодию играть сам, пока не надоест.

Изначальной целью европейской классической музыки было помочь слушателям
очистить души  и вознести их к небесам (простите за высокопарный слог). Тут,
конечно же, и от слушателей требовалась определенная работа. У поп-музыки 
задачи
другие: заработать побольше денег, для чего понравиться возможно большему 
числу
людей, для чего этих людей оболванить. (Удачливые "некоммерческие" группы
начинают с последнего и заканчивают первым).

Классическая музыка в принципе не может хорошо звучать на стадионах, по чисто
акустическим соображениям. Поэтому для привлечения граждан на стадионные
концерты "суперзвезд" типа Паваротти публику опять же приходится оболванивать.
Другими способами - широкой рекламой. Это-то и обидно - Паваротти прекрасный
певец, но зачем нас-то за дураков держать? А дальше можно вернуться к
субъективным спекуляциям на тему: как такое поведение влияет на мастерство
самого исполнителя?

С уважением,
Леша
--
======================================================
This message was sent by Alexei Vasiliev
e-mail: valex@iki.rssi.ru

Address:
Space Research Institute,
Profsoyuznaya 84/32,
117810 Moscow, RUSSIA
======================================================
S,&&