Subject: Re: [club-l] Re: [club-l]
Кремер и по мелочам
JaPou wrote: Я, Борис, не против самой утверждаемой Вами мысли, но ведь
наслаждение
> музыкой - не в профессионализме слушателя, а в его способности дать себя
> увлечь исполнителю
Вот именно!
> Я, опять же, не есть против профессионала-слушателя. Только мы за
> совершенно разным ходим в зал: Вы там, как бы, учитесь, повышаете свой
> профессиональный уровень, ибо, подмечая недостатки других исполнителей,
> соответственно стремитесь не повторять их в своей профессиональной
> деятельности. И наоборот, позволив себе "неразборчивость" и
> "снисходительность", наверное тут же потеряете в требовательности к себе,
> что снизит "объективные" показатели собственной игры!
Мне тоже раньше казалось, что музыканты слушают музыку больше с прфессиональным
интересом, но после личного общения понял, что это скорее говорить и обсуждать
они любят больше профессиональные стороны (как и художники, скульпторы,
поэты...), а слушают как все смертные, как мы (даже осмелел, и мнение свое
могу
залепить запросто).
В частности, несколько раз слушал музыку рядом с Борисом, на которого,
так
резво Яков наскочил. Хорошее, проникновенное исполнение, казалось так сильно
радовало его, что я это чувствовал, и даже мог сразу почти в утвердительеой
форме спросить: " А ведь правда - это было здорово?".
> А все-таки "живое" исполнение богато красками (и завораживает
> сценическим действием в том числе), если конечно не знать достаточно хорошо
> наизусть исполнение с непревзойденной интерпретацией, на фоне параллельного
> звучания которой в памяти каждый не исполненный яркий поворот мелодического
> течения ("не дождетесь!") дико огорчает ситуацией "ну вот! Не прозвучало!!!"
Здесь Яков затронул довольно больной для меня вопрос.
Часто вспоминаю время, когда начал ходить с другом в филармонию и слушать
все
подряд (где-то начиная с 7-го класса средней школы). Мы были в восторге от
всего, нам открывлся мир музыки. Конечно такое ме может продолжаться долго,
но
все время ловлю себя на мысли, что мне и сейчас очень "мало надо для счастья",
м.б. несколько нот, но, чтобы долетели и тронули.
Чтобы восторг пришел изнутри, а не от ревущего и уже свистящего зала...
Помню, довольно давно, на однои из конкурсов Чайковского слушаю, слушаю эту
"Мелодию" Чайковского на втором туре скрипачей и даже заскучал. Вдруг выходит
девушка, и опять...
Но вдруг -какой-то волшебной чистоты звук, буквально с третьей ноты перехватило
дыхание, сначала удерживал слезы, потом - не мог. В перерыве посмотрел вокруг,
не поверете - у всех, как минимум, глаза полны слез. Имя запомнил наверное
навсегда - Русудан Гвасалия.
>
> По-моему, это есть основное течение современного исполнительства:
> обязательно открыть что-то новое, свое, не звучавшее ранее ни в чьей
> интерпретацией, не имеющееся, естественно, в нотах, вроде бы как слушатель
> обидится, если не услышит чего-то ярко отличающегося от известного ему
ранее
> типа "ничего нового не услышал". Хотя, казалось бы, чем слушатель больше
> наслышан и любит того или иного композитора, тем невероятнее и сложнее
> сделать так, чтобы эта "яркость" не резала слух. Ведь не за информацией
> приходим в зал, а за чувствами, в которых, как известно, желательно
> совпадение во встречном согласованном движении, без ошарашивающих
> отступлений.
>
Но ведь это не может быть самоцелью! Мне кажется, что необходимо искать новое,
но идти при этом от музыки, от композитора, а не только от себя или ради
слушателя. Поэтому и услашали мы диссонанс в игре Кремера. Выходя из БЗК
до меня
долетали ткаие возглаы спорящих незнакомых людей: "Зато как он играет
Пьяцолу!?"...
Очень жалею, что не было Якова Пудалова на этом концерте Гидона Кремера,
и
разговор поэтому получается немного теоретический, а я люблю больше конкретные
музыкальные фрагменты пообсуждать.
С уважением.
Смолкин Володя.
--
mailto:smolkin@dialogbank.com
с Ь