Subject: [club-l] Re: [club-l] Театр или опера?


  Здравствуйте !

  Я полностью разделяю точку зрения Владимира Смолкина : "для меня нет
сомнения - все в
опере создано композитором, соткано из музыки и пения". Однако слова "любое
негармоничное здесь действие (плохой вокал, орестр и т.д.) сразу разрушает
спектакль, а гармоничное - создает и украшает", имхо, надо немного уточнить,
поскольку любое совершенное произведение искусства "гармонично".
  Представьте себя режиссером документального кинофильма (чтобы исключить
вопрос постановки). Перед вами гора пленки, которую даже не вы снимали, как
в случае "Обыкновенного фашизма"  М.Ромма. Единственное, что вы можете
делать - монтировать. И вдруг оказывается, что в какой-то момент сцены,
снятые много лет назад, приходят в сильнейшее движение, и за теми же самыми
кадрами проступает "дыхание времени", очень неуловимая вещь, но настолько
материальная, что иногда, в фильме большого мастера, возникает ощущение, 
что
этот фильм каким-то образом меняет зафиксированную на пленке натуральную
действительность, которой до фильма, казалось бы, никакого дела нет. Так 
и
есть: очень многие док. фильмы имели сильнейший общественный резонанс, при
том, что иногда (как в "Мы" Подниекса) фильм не содержит ничего неизвестного
зрителям. В чем состоят "инструменты" режиссера ? Выделение главного,
сопоставление материала и его _ритмическая_ связь, то есть ... как в музыке.
  И в музыкальном театре партитура, течение ее внутреннего времени, -
"монтажный лист", исходная основа для действий всех участников, а не
либретто, сюжет и тд. Т.е. вся "компоновка" целого в ней уже задана, причем
жестко. Т.е. музыка - не столько "главная" часть постановки, сколько ее
основа. Постановка оперы - "подбор изображения", актерской игры (то есть 
-
никаких вольностей, импровизации !) к уже смонтированному фильму.
   Другое дело - "кинематографичность" разных опер меняется в широких
пределах. Например, "Борис Годунов" или оперы Вагнера - радикально
"кинематографические". Поток времени, "движение камеры" (в известном хите 
-
"Как во городе..." - сколько движения и смены планов! - как в "Поэме
экстаза", например) очень тяжело соотносятся с оперной статикой.
Постановщики Вагнера очень часто, имея современную технику, превращают
оперную постановку в киносеанс, озвучиваемый живыми актерами. С другой
стороны, во времена Вагнера и Мусоргского кинематографа не было. Что Вагнер
работал бы в киномузыке, я почти не сомневаюсь (хотя сам он мне этого не
говорил). Кстати, Дзефирелли, Тарковский и Зиберберг ("Парсифаль") -
кинорежиссеры, что существенно.
  И наоборот, многие оперы, особенно камерные, - ближе к сцене. Кстати,
насчет Покровского я на 100% согласен с Ю.Димитриным, а вот насчет Бертмана
(если это из "Геликона") - нет. Последний, по-моему, полностью лишен вкуса 
и
чувства меры. Но вот насколько постановки Покровского в конечном счете
органичны - это еще вопрос. По-моему, драматургия у него вся происходит в
паузах (когда музыка не звучит) - и, имхо, не может быть по-другому.

  С уважением, Рудольф Гейдер,
  rh@aha.ru

хЭ	Л