Subject: [club-l] Re: [club-l] Театр или опера?


Владимир, все это конечно правильно, однако рассказывая о спектаклях Ла
Скала Вы опускаете именно сценографию, режиссуру и оркестр. Ничего видимо 
не
изменилось бы, если бы исполнение было концертным. Зачем тогда ставить
спектакли? Впрочем, ничего удивительного в вашем описании для меня нет.
Спектакли Фольксопер, которые я слышал в Вене были великолепны,
содержательны, тонки в музыкальном отношении,  однако режиссура и
сценография в них отсутствовала как факт. И напрасно полненький дядечка -
штатный режиссер театра - нервничал на генеральных репетициях - не о чем
было беспокоится и не зачем нервничать.
Не скажу, что я сразу же принял такой взгляд на театр и просто наслаждался
пением. На взгляд русского, испорченного хорошей режиссурой, это зрелище
все-таки было не вполне полноценным. Оно не было цельным - музыкальной
драматургии тяжело в одиночку вывозить спектакль.

Выражение "профессиональная оснащенность", которое употребил Юрий Димитрин,
мне кажется сверхточным. Одна моя сокурсница - не музыкант, но дочь
музыкантов -оркестрантов БСО. С детства ее учили слушать музыку, и  много 
в
этом преуспели. Она не в состоянии воспринимать, скажем, классический
балет. Танцевальную музыку, даже если это "Спящая красавица" Чайковского,
она держит за второй сорт, Минкуса с Пуни презирает, и в особенный гнев
приводят ее неоклассические программные балеты, поставленные на музыку
великих композиторов. Гениальная музыка рождает в ее душе столь сильное
эмоциональное впечатление, что она искренне недоумевает - зачем на нее
ставить танцы? Все равно они смогут соответствовать гению композитора. Она
считает, что а) гениальную музыку в балете должен ставить гениальный
хореограф, а поскольку их мало, то в балете не нужна хорошая музыка, б)
хореограф не имеет права (!) создавать спектакли на гениальную музыку
("Реквием" Моцарта), специально для балета не предназначенную.  К ее
суждениям я тоже отношусь с большой и безнадежной иронией, и считаю, что
дополнительная "профессиональная оснащенность" ограничивает  ее строго
профессиональные (т. е. театроведческие) горизонты: за музыкалное
совершенство она способна вознести до небес спектакль в целом, даже если
музыкальное решение в нем единственное, что заслуживает внимания, как это
было с "Евгением Онегиным" Новой оперы и "Летучим Голландцем" Мариинки.

С другой стороны, можно
только позавидовать умению ТАК слышать музыку. Сергей.

г